ТАРИФ «БЕСКОНЕЧНЫЙ»
В Госдуме снова отложили вопрос по базовым окладам В комитете Госдумы по труду вновь - уже раз восьмой с апреля 2021 года - обсудили законопроект об установлении минимальных базовых окладов бюджетникам.
В Госдуме снова отложили вопрос по базовым окладам
В комитете Госдумы по труду вновь - уже раз восьмой с апреля 2021 года - обсудили законопроект об установлении минимальных базовых окладов бюджетникам. От такой обязанности правительство было избавлено еще 15 лет назад, что отчасти и стало причиной жесточайшей дифференциации зарплат по одним и тем же специальностям как между регионами, так и внутри них. 12 июня заседание комитета посетили представители заинтересованных министерств - с тем чтобы, желая того или нет, пояснить, в чем именно они заинтересованы по данному вопросу.
ПРЕДЫСТОРИЯ
Принятым еще в 2007 году законом первый разряд единой тарифной сетки (ЕТС) был оторван от привязки к МРОТ. Одновременно, как бы компенсируя сомнительное новшество, правительство обязали устанавливать базовые оклады, базовые ставки зарплаты по профессиональным квалификационным группам. “По сути это означает установление на федеральном уровне минимальных гарантий по заработной плате работников бюджетной сферы”, - поясняют в думской фракции ЛДПР.
Однако уже через полгода формулировку поменяли с “правительство обязано” на “может” устанавливать базовые величины. А может, значит, и не устанавливать - то есть не давать тех самых минимальных гарантий бюджетникам. Эту поправку приняли, несмотря на жесткие протесты профсоюзов работников образования, здравоохранения и культуры.
Стоит ли говорить, что правительство ни разу и не воспользовалось правом, заменившим обязанность. Результатом такого бездействия думская оппозиция и профсоюзы называют огромную дифференциацию зарплат специалистов одного и того же уровня - как между регионами, так и внутри отдельных субъектов РФ. А также многократный разрыв в зарплатах руководителей организаций и рядовых работников. В конце 2020 года, в том числе чтобы исправить эти перекосы, правительство наделили правом устанавливать отраслевые системы оплаты труда. В нескольких регионах запустили было даже пилотный проект в сфере здравоохранения, но вскоре проект заморозили до 2025 года. И в свете вышесказанного фракция ЛДПР внесла (еще в апреле 2021-го) законопроект, суть которого проста: сделать снова установление базовых ставок и окладов не опцией, а прямой обязанностью правительства. 12 июля 2023 года инициативу, так и не дошедшую даже до первого чтения, в очередной раз обсудили в комитете Госдумы по труду.
РЕКОМЕНДУЯ НЕВОЗМОЖНОЕ
История вопроса почти не оставляет сомнений, что правительство не хочет брать на себя “лишние” обязательства. При этом его официальный отзыв на законопроект содержит как дежурное указание на “отсутствие источника финансирования”, так и “творческую часть”. Утверждается, что обязанность устанавливать базовые оклады всем бюджетникам противоречит праву устанавливать отраслевые системы оплаты труда. Хотя в первом случае речь идет всего лишь о минимуме, а во втором ничто не мешает поднять планку. Кроме того, как обязанность может в принципе перечеркнуть право?
Но как бы то ни было, Минтруд и Минздрав делегировали для объяснений в комитет по труду заместителей министров, а Минпросвещения и Минфин - замдиректоров профильных департаментов (чем явно обидели первого зампреда комитета, коммуниста Николая Коломейцева: не тот ранжир).
- Правительством ведется разработка требований к отраслевым системам оплаты труда. Задачи, которые стоят перед каждой отраслью, - это увеличение фиксированной части зарплаты, сокращение межрегиональной дифференциации, формирование объективной межгрупповой, межкатегорийной дифференциации в заработных платах, повышение престижности работы и снижение кадрового дефицита в рамках отрасли, - напомнила замминистра труда Елена Мухтиярова.
- При этом возможны различные решения. Как пример, минимальный оклад может быть либо установлен, либо не установлен на федеральном уровне, как в проценте от зарплаты по региону, по средней, либо в абсолютном размере на уровне региона самостоятельно, либо в пределах доли фонда оплаты труда.
Последняя фраза звучит как попытка переложить ответственность как минимум на уровень регионов. Но Мухтиярова добавила:
- Мы понимаем, что это ответственность очень большая с точки зрения изменения систем оплаты труда. Первое, чего мы должны не допустить, - это ухудшение положения работника. Ни у одного работника не должны быть ухудшены условия. Соответственно, система оплаты труда подразумевает, что это будут дополнительные расходы, в том числе [федерального] бюджета. Их необходимо посчитать, понимая ситуацию фактически по каждому работнику.
А с учетом текучки кадров в бюджетной сфере, считать и пересчитывать “по каждому работнику” можно бесконечно.
- Понятно, что в системе здравоохранения наблюдается существенная межрегиональная дифференциация в уровнях зарплаты медицинских работников, - подтвердила замминистра здравоохранения Татьяна Семенова. - Среднемесячная зарплата среднего медперсонала без учета выплат по районному регулированию отличается в три раза, размер должностных окладов - более чем в семь раз. Доля выплат по окладам в 62 регионах у врачей не превышает 40% [в структуре зарплаты] - при том, что мы ежегодно рекомендуем выплаты по окладам 55 - 60%.
Возвращаясь к обсуждаемому законопроекту: не потому ли так происходит, что рекомендовать в данном контексте - все равно что “иметь право” вместо обязанности? Но дальше интереснее:
- В расчетной модели мы достаточно долго поднимали данные по каждому работнику в семи пилотных регионах, - продолжила Семенова. - За основу брали расчетную величину минимального оклада 13 890 рублей. С 1 января - это уже 16 242 рубля, поэтому мы сейчас подходим к пересчетам.
То есть для того, чтобы Минздрав наконец подсчитал все окончательно, не нужно сбивать его увеличением МРОТ? А то ж опять все пересчитывать придется... Тем более что:
- Одна из ключевых проблем в любой отрасли - это откуда мы берем информацию. Если мы берем Росстат, по численности там у нас есть форма “1-здрав”. А если мы возьмем “1 ЗП-здрав”, там будет совершенно другая история. Если мы возьмем отраслевой мониторинг - третьи данные, - признает замминистра. - Когда мы из разных источников берем данные, моделировать на уровне Федерации невозможно, как и объективно оценить, что происходит в отрасли и в стране с точки зрения кадров.
МЕРТВЫЕ ТОЧКИ
В свою очередь, Сергей Антонов, замдиректора департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения, сообщил, что на отрасли негативно сказалась передача полномочий по регулированию вопросов оплаты труда на региональный уровень “и даже органам местного самоуправления”. Итоги, если коротко, те же, что и в здравоохранении, - можно, как говорится, копировать и вставлять.
- Эта ситуация, - говорит Антонов, - привела к игнорированию органами исполнительной власти субъектов РФ положений федеральных нормативных правовых актов, связанных с оплатой труда педагогических работников на основе ставок зарплаты за норму часов педагогической работы. <…> Также это привело к значительному снижению в структуре зарплаты постоянной, гарантированной ее части, что не способствует комплектованию образовательных учреждений квалифицированными кадрами.
То есть чиновники наличия проблем не отрицают. Более того, живописуют их со страстью, подобающей скорее профсоюзной агитбригаде. Вопрос в том, сколько лет они уже (дело не в конкретных личностях, они менялись) этим занимаются. Если отсчитывать с упразднения ЕТС, то уже лет пятнадцать.
Признает наличие проблем и замдиректора департамента бюджетной политики в сфере труда Минфина Алексей Карабаев. И предлагает “ориентироваться не только на федеральный бюджет, а на бюджеты регионов”. И непонятно: если в Москве ориентироваться на московский бюджет, а, допустим, в Ингушетии на ингушский - как это поможет в борьбе с дифференциацией зарплат? Возможно, прав Николай Коломейцев, и стоило бы пригласить на встречу одного из замов министра финансов. Но один из бывших замов теперь работает целым министром труда, а вопросы все равно остаются.
- Вы хорошую тактику избрали: отчитались, что “сейчас невозможно” [решить проблемы из-за нехватки финансов]. У вас никогда не будет возможно! - заключил Коломейцев. - Если у вас нет желания отстаивать перед [главой Минфина] Силуановым и перед председателем правительства вопросы, вам никогда никто денег не даст! Сколько уже можно тянуть!
- Предлагаю на этом поставить многоточие, - подытожил в конце концов глава комитета по труду Ярослав Нилов (ЛДПР).
Его - многоточие - по сути, и поставили, оставив время для дополнительных консультаций. И пусть бы так, лишь бы точки эти не были мертвыми, с которых вопрос уже не сдвинуть.
Павел Осипов
www.solidarnost.ru
Последние новости
Депутаты ЛДПР проводят встречи с гражданами в Саранске
Обсуждение жилищных и социальных проблем на Всероссийском приёме граждан.
Введение новой государственной награды в России
ЛДПР предлагает учредить нагрудный знак для особых заслуг.
Обострение международной политики: анализ выступления Председателя ЛДПР
Эксперты обсуждают последствия заявлений о внешней политике России.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией