«Идентичность Саранска как города полностью стерта и уничтожена»

Что такое город? Какими критериями должно обладать пространство, чтобы быть им?

Что такое город? Какими критериями должно обладать пространство, чтобы быть им? Вопрос непраздный и  не такой простой, как кажется на  первый взгляд. Еще более сложна житейская теорема: как доказать, что Саранск  — город, а  не поселок?! Лицо столицы республики сильно пострадало во времена Советского Союза и  в период «созидания» Николая Меркушкина. Теперь оно похоже на  голову попугая, страдающего от  передозировки алюкобондом. 36-летний директор ООО «Урбан» и  победитель конкурса «Моя Мордовия» Геннадий Бутарев стремится изменить привычное для  многих горожан положение вещей. Он и  группа энтузиастов бросили силы на  сохранение и  развитие исторического памятника по  улице Мокшанской, где в  дореволюционные годы функционировал крупный винный завод. На  обширной территории планируется создать творческий кластер, который может стать точкой притяжения не только для  активной и  творчески ориентированной молодежи. Николай Кандышев встретился с  уроженец Североморска и  обсудил с  ним причины, цели и  перспективы амбициозной затеи.

Геннадий Бутарев поднимает очень важные для Саранска вопросы… Фото: Юлия Честнова I Столица С «Город-попугай»

По  мнению Геннадия, в  начале правления Николая Меркушкина у  города существовал исторический облик. Но сейчас его практически нет. «Мы живем в  новоделе,  — уверен Бутарев.  — С  одной стороны, есть вся инфраструктура для  развития туризма. Отели, международный аэропорт, спортивные и  культурные учреждения. Но одно дело  — сфера развлечений. А  другое  — пространство. Оно должно выглядеть достойно не только для  гостей, но и  для самих жителей. В  этом вопросе дизайн-код, о  котором недавно заявила администрация Саранска, однозначное подспорье. Он поможет воспринимать столицу Мордовии не «городом-попугаем», как писал блогер Илья Варламов, а  причесанную, прилизанную, гармоничную территорию с  цельными фасадами без засилияалюкобонда». В  качестве отрицательного примера Геннадий приводит Тольятти, где он некоторое время жил. В  его голове осталась картинка: «Не город, а  набор бараков для  проживания, построенных для  работников АвтоВАЗа. Пусть Саранск  сейчас это, может быть, и не такой «рабочий поселок». Но идентичность его как города полностью стерта и  уничтожена».

Подъезжаем к  зданию бывшего винного завода. По  сути, единственная подобная историческая комплексная застройка в  городе. «Чудом сохранилась,  — замечает резонно наш герой.  — Просто ввиду расположения не заметили и  не снесли. Когда начали работу по  проекту, то появилось ощущение, что многие горожане даже не подозревают об  этом комплексе зданий». Он насчитывает шесть объектов и  еще две небольшие полуразрушенные постройки. Общая площадь территории  — 2,2 гектара. В  собственности Мордовского университета 5 из  6 зданий. Одно из  них используется под  корпус кафедры медицины катастроф. Остальные отрезаны от  коммуникаций и  законсервированы. Увы, но одна из  частей комплекса (бывшая сторожка) уже выкуплена в  частную собственность. О  чем свидетельствует активный процесс обшивки одноэтажного строения сайдингом. Как признается Геннадий, «здесь уже ничего не поделаешь, раз оно в  частных руках». Время сказалось на  сохранности объекта. Одно из  двухэтажных зданий в  печальном состоянии. «Пробили трубой теплотрассы, выбиты окна, начинает разрушаться кирпичная кладка,  — рассказывает Бутарев.  — Остальные еще стоят. Все за счет качества царской кладки». Наследие Союза заметно и  по главному корпусу. В  одном месте пристрой, изменение фасада, пластиковые окна, перестройка крыши. Все сооружения по  водоотведению разрушены, и  вода постоянно льется, разрушая фасад…

«Альтернатива кальянным и  торговым центрам»

На  первом этапе Бутарев и  Ко планируют привлечь специалистов для  проведения историко-культурной экспертизы всего комплекса. Главное, чтобы они имели лицензию на  работы с  объектами культурного наследия регионального значения. После этого можно будет сделать вывод, что матери-истории ценно, а  что нет. После чего начнется работа по  восстановлению. Первым на  очереди  — здание площадью в  560 кв. м в  центре территории. Оно наименее затратно по  вложениям. Планировалось начать с  главного корпуса, но оттуда еще не съехала в новое помещение кафедра медицины катастроф. Здесь, кстати, тоже не обошлось без «вандализма». Часть здания была выкуплена несколько лет назад коммерсантом. «Объект культурного наследия оштукатурили, прилепили новую кровлю и пластиковые колонны, сделали мансарду. Полностью изуродовали историческое здание,  — сетует инициатор проекта.  — Когда будем проводить экспертизу, то настоим, чтобы и  этому крылу вернули первоначальный вид, насколько это возможно».

Реклама Фото: Юлия Честнова I Столица С Фото: Юлия Честнова I Столица С

Для  максимально возможной аутентичности идет работа с  архивами. Исследователи проработали весь запас Госархива Мордовии и  сейчас принялись за пензенские документы. На  очереди  — питерский фонд. Цель  — вернуть комплексу дореволюционный вид. При этом инициатор проекта подчеркивает: «Какие-то части, сильно измененные во времена СССР, вернуть не получится. Винтовые лестницы, например, в  промышленных помещениях бывшего завода. Они демонтированы, пролеты залиты бетоном. Но фасадную часть нам точно по  силам отреставрировать. Как только будет «выбито» первое финансирование, то приступим к  экспертизе».

Фото: Юлия Честнова I Столица С Фото: Юлия Честнова I Столица С

Что же планируется создать на  месте бывшего винзавода? Креативное пространство, в  котором найдется место бизнес-идеям, творчеству и  обучению. Творчество может представлять собой различные кустарные мастерские, студии, вокально-хореографические и  постановочные залы, фото-, видео-, мультимедийные платформы. Для  обучающих лекториев, семинаров, коучингов предусматриваются соответствующие аудитории, библиофонотека, выставочно-презентационные залы. Предусмотрено пространство для  полноценного функционирования стационарного театра. Важно, что на  всех объектах будут учтены условия для  постоянной организации всевозможной событийности. Конечно, присутствует обширная детская зона. В  межквартальную улицу будет встроена аллея арт-объектов. Запланирован кинотеатр под  открытым небом.

Фото: Юлия Честнова I Столица С Фото: Юлия Честнова I Столица С

Целевая аудитория будущего пространства  — современный житель республики. «Мне как одному из  них по  сути некуда пойти с  детьми,  — объясняет суть идеи Геннадий.  — Да, есть музеи, театры, но уже все пройдено. Семейный человек, несемейный, молодой, немолодой сможет прийти посмотреть за работой творческих людей. При этом здесь будут не только художники, музыканты или скульпторы, но и, скажем, айтишники. Человек сможет сам поучаствовать в  активностях либо просто понаблюдать, посмотреть выставку, прийти на  лекцию, показ фильма, купить сувенир… В  городе должна быть альтернатива кальянным и  торговым центрам. Чтобы рядовой житель смог себя культурно занять и  развить. Пообщаться с  такими же активными и  интересными людьми. В  Саранске сейчас нет таких точек притяжения. Главное, чтобы не получился штатный центр культуры, где будут собирать из-под палки бюджетников и  командовать: «Окультуривайтесь!» Мы идем от  обратного  — снизу. Важно, чтобы сами ребята приходили и  проявляли инициативу. Пятый месяц работаем с  фокус-группами. Собираем художников, фотографов, видеографов, ремесленников… Спрашиваем их мнение по  наполнению пространства. Рассказываем о  проекте. За счет этого планы трансформируются. То, каким мне виделось пространство летом прошлого года, и  сейчас  — две разные модели». На  февраль — март намечена небольшая презентация для  публики. Из  здания, которое первым пойдет на  реставрацию, вынесут мусор, и  туда пригласят творчески активную прослойку саранской общественности.

Фото: Юлия Честнова I Столица С Фото: Юлия Честнова I Столица С

Сам же арт-кластер, по  прогнозам, должен появиться через 3–4 года. Срок реальный. Так как предстоит большой объем работ. По  словам Бутарева, в  глобальной перспективе  — превратить весь квартал на  Мокшанской за пределами винных складов в  единый современный жилой комплекс с  застройкой на  уровне трех-четырех этажей. Сюда входят жилой дореволюционный дом в  аварийном состоянии недалеко от  винзавода и  гаражный комплекс. Затраты измеряются в  несколько сотен миллионов рублей. Для  привлечения средств составляются заявки на  гранты фонда культурных инициатив, фонда Потанина, различных госпрограмм. Параллельно идет поиск частных инвесторов.

Ошибки «Мордовия Арены»

Идея создания такой площадки появилась у  Бутарева шесть лет назад, когда он впервые оказался в  московском «Флаконе»  — одном из  первых творческих кластеров в  России. «Понял, насколько круто и  атмосферно может быть в  городе,  — вспоминает собеседник.  — Задался вопросом: почему у  нас в  Саранске такого нет? Вроде и  молодежь в  наличии, и  творческие деятели. Почему они не собираются, а  попрятались? Важно через те же фокус-группы их активировать. Место само по  себе замечательное, но важно формирование сообществ, дабы стало возможным его наполнение». Два года назад он искал помещение под  офис и  наткнулся на  жемчужину на  Мокшанской. И  сразу оценил, что это идеальное место для  культурного пространства, понимая, что на  реализацию амбициозного проекта у  него не хватит денег. Пришлось проявить еще терпения. И  уже летом прошлого года после победы в  конкурсе «Моя Мордовия» Геннадий предложил на  встрече с  лидером Мордовии Артёмом Здуновым оформленный проект арт-кластера.

Фото: Юлия Честнова I Столица С Фото: Юлия Честнова I Столица С Фото: Юлия Честнова I Столица С

Автор инициативы заверяет: «Это не в  чистом виде коммерческий проект. У  нас есть модель, предполагающая самоокупаемость. Хотя нет цели «отбить» проект. Поэтому и  привлекаем грантовые средства. Чтобы не получилось так, что построили и  все встало. Потом это пространство потребует огромных вложений, как стадион («Мордовия Арена»  — «С») . От  такой истории стараемся сразу же уйти. Предполагается, что в  дальнейшем руководить площадкой будет некоммерческая организация, но здания останутся в  собственности республики. Для  региона это первый подобный опыт. Поэтому активно привлекаем федеральных экспертов и  «трезвоним во все колокола», чтобы, когда объект откроется, о  нем знали все жители Мордовии».

Фото: Юлия Честнова I Столица С Фото: Юлия Честнова I Столица С

На  винзаводе уже побывали директор по  регионам «Флакон» Михаил Егошин и  столичный дизайнер Артемий Лебедев. И  если от  первого команда проекта получила много полезной и  конструктивной информации, то второй гость «был скуп». «Ноль слов,  — раскрыл детали встречи Бутарев.  — Видимо, все реакции последуют в  ответ на  коммерческие предложения, которые были здесь представлены. Пока же команда Лебедева назвала проект классным». Президент московского центра современного искусства «ВИНЗАВОД» Софья Троценко также дала свои рекомендации относительно монетизации площадки и  выстраивания работы с  творческими сообществами. Геннадий уверяет: «Мы не хотим кого-то копировать. Саранску не нужен второй «Флакон» или второй «ВИНЗАВОД». Тут своя история». Его не смущает и  некоторое отдаление «Арт-завода» (рабочее название) от  центра города. Наоборот, такое расположение он считает преимуществом. «Подобные площадки и  должны быть обособлены. Ибо сюда идут целенаправленно, а  не просто заскакивают по  пути»,  — убежден он.

Фото: Юлия Честнова I Столица С

По  словам предпринимателя, такие кластеры есть не только в  крупных городах, но и  в Рязани, Ижевске… И  они пользуются спросом. Неудачных примеров создания арт-пространств Геннадий не припомнил. Но отметил, что есть прецеденты невостребованности тех или иных направлений у  аудитории. Помимо Бутарева в  команду входят еще несколько человек. В  основном победители конкурса «Моя Мордовия». Каждый занимается своим профильным направлением. Так, архитектор Алексей Марьёнкин отвечает за дизайн и архитектуру пространства, а  Денис Белоглазов курирует экономический блок.

Вера и  среда Фото: Юлия Честнова I Столица С

Геннадий признается, что он религиозный человек. Но при этом не боится противоречия, которое может возникнуть при работе «Арт-завода». «Ничего не имею против современного искусства,  — заверяет он.  — У  каждого есть право на  самовыражение. Да, есть те, кто хочет похулиганить, взбунтоваться, мол: «Я сейчас задену ваши чувства». На  мой взгляд, к  таким людям нужно относиться со снисхождением и  любовью. Всегда существовали те, кто пытался попрать чьи-то святыни. Разумеется, если в  рамках условной выставки появятся вещи, нарушающие закон, то их уберут. Это нужно понимать. И  это нормально».

Фото: Юлия Честнова I Столица С Фото: Юлия Честнова I Столица С

Бутаревы воспитывают четверых детей. Наибольшей отрадой для  семейной пары будет, если они вырастут достойными людьми. Поэтому Геннадию небезразлично, где пройдет их детство, отрочество и  формирование как личностей.

Фото: Юлия Честнова I Столица С

  «Развитие любого общества зависит от  среды обитания,  — убежден предприниматель.  — При любой возможности стараюсь возить детей по  миру. Вена, Дрезден, Прага, Варшава… Так они лучше понимают, что мир не лубочный. И  не замкнут на  трех улицах, где мы живем. Он огромен и  многогранен. Полноценной личностью можно стать, лишь изучая историю. Когда ты просто ездишь по  безликим панельным районам, на  которых не цепляется глаз, то тебя даже не тянет спросить, кто это придумал и  сделал. В  Саранске такого «добра» слишком много. Настоящей архитектуры немного. Винзавод как жемчужина. Он построен почти полтора века назад, но здесь интересно. Будто сходил в  музей. Если у  города есть история и  лицо, то его жители развиваются вместе с  ним. В  противном случае развитие идет слишком медленно или его нет совсем».

Фото: Юлия Честнова I Столица С Фото: Юлия Честнова I Столица С Фото: Юлия Честнова I Столица С Фото: Юлия Честнова I Столица С Фото: Юлия Честнова I Столица С Фото: Юлия Честнова I Столица С Справка «С»

Саранский казенный винный склад был построен в  1899–1901 годах по  проекту архитектора Леонида Осиповича Васильева (1858–1921). Комплекс включает 3-этажное производственное здание, 2-этажную контору, 1-этажный магазин, 3-этажный каменный жилой дом, 1–2-этажные служебные каменные и  деревянные постройки (здание паровой машины, пожарной команды, баня и  прачечная, склад посуды, конюшня, мастерская по  ремонту тары, сторожка). С  1929 года по  1939-й в  зданиях бывшего склада размещался Мордовский рабочий факультет  — общеобразовательная средняя школа для  подготовки рабочих и  крестьян в  вузы. В  1933-м рабочий факультет присоединили к  Мордовскому государственному педагогическому институту им. А. И. Полежаева (в дальнейшем  — МГУ им. Н. П. Огарева), а  в 1939-м закрыли.

Личное дело Фото: Юлия Честнова I Столица С

Геннадий Бутарев родился в  Североморске в  семье военного. В  раннем возрасте их семья перебралась сначала в  Тольятти, а  потом обосновалась в  Саранске. Геннадий окончил факультет электронной техники МГУ им. Н. П. Огарева. Во время учебы по  обмену полгода жил в  США. Вернувшись, год проработал учителем информатики в  гимназии № 12. После получения диплома трудился по  специальности в  компании ТТК. Прошел путь от  рядового монтажника до  директора филиала региона. Окончил аспирантуру по  направлению «Финансы, денежное обращение и  кредит» Саранского кооперативного института. Директор ООО «Урбан». Победитель кадрового проекта «Моя Мордовия». Сейчас получает теологическое образование. Женат, воспитывает четверых детей.

Последние новости

Новый взгляд на изменения климата и их влияние на общество

Как глобальное потепление меняет нашу повседневную жизнь и общественные структуры.

Новые инициативы по охране окружающей среды в Москве

Город внедряет ряд программ для улучшения экологической ситуации.

Кукольный спектакль «Про серого волка, козу и козлят»

Премьера спектакля подарит детям радость и веселье.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Павлово с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *