Саранский режиссёр Оксана Вишнякова рассказала «ИМ» о закулисье любимой профессии
Главный режиссёр Мордовской госфилармонии Оксана Вишнякова искренне удивилась, когда ей сообщили, что она стала победительницей первой Народной премии «Время Героев».
Главный режиссёр Мордовской госфилармонии Оксана Вишнякова искренне удивилась, когда ей сообщили, что она стала победительницей первой Народной премии «Время Героев». Номинировали её, как позже выяснилось, коллеги – артисты республиканской филармонии. Кстати, среди претендентов в номинации «Герои культуры» был и широко известный театральный и киноактёр Станислав Дужников, с которым в юности Вишнякова училась в саранском училище культуры.
Тем не менее, по итогам народного интернет-голосования лидировала Оксана, и именно ей на официальной церемонии чествования победителей проекта «Время Героев» вручили заслуженную награду.
Фонтан идей
Однако почивать на победных лаврах ей некогда. Потому что много работы. Нужно готовить новую программу к старту очередного филармонического сезона и параллельно – ставить театрализованное представление открытия и завершения X всероссийского национального чемпионата «Молодые профессионалы», финал которого уже в сентябре пройдёт в Мордовии. Сейчас мысли режиссёра, прежде всего, сконцентрированы на этом.
Вишнякова сама пишет сценарий, вплетая в драматургическое полотно историческое прошлое России и свежие веяния современности. Заодно продумывает, как это показать на большом открытом пространстве, включив в действие профессиональных и самодеятельных исполнителей, да ещё, чтобы и «молодые профессионалы», и зрители ощутили себя причастными к происходящему.
Режиссеру важно продумать всё! Как использовать свет, какая необходима бутафория, сколько и каких костюмов, париков, где поставить микрофоны, в какой цвет покрасить табуретки и т.д.
Публика на эти табуретки, может, и внимания не обратит, как раз потому они органично впишутся в контекст зрелищного представления. Зато у зрителей сложится впечатление того самого большого праздника.
— Перед началом и в процессе работы над любым постановочным проектом в голове постоянно возникают разные идеи: как и какими образными средствами передать драматургическую суть события, чтобы получилось необычно, ярко, эмоционально, — делится подробностями профессиональной кухни режиссёр. – Каждую постановку пропускаешь через сердце. Иначе она не найдет отклика у зрителей. Разумеется, всегда волнуешься, переживаешь. Нередко творческое кипение достигает максимума, просыпаюсь ночью от мысли: вот, надо сделать так!
Школа творческого актива
Оксана признаётся:
— В детстве о режиссерской профессии у меня было весьма приблизительное понятие. Ну, что-то связанное с кино или с театром. Зато я росла в творческой семье, хотя артистов среди родных не числилось. Бабушка, работавшая на одном из промышленных предприятий, и родители умели создавать вокруг себя дружную, приподнятую атмосферу. Папа работал художником-оформителем на заводе, мама по натуре человек-праздник, душа компании, кроме всего прочего, прекрасно пела. У нас в доме часто собирались гости.
В детские годы Оксана тоже успела попробовать себя в различных творческих сферах. Несколько лет училась игре на фортепиано, занималась в школьной театральной студии и городском народном театре у Игоря Кузьмина, пела и играла на бас-гитаре в школьном вокально-инструментальном ансамбле. В старших классах попала летний лагерь пионерско-комсомольского актива.
— Вот там-то, мне довелось познакомиться с Юрием Рытиковым и Алексеем Рубцовым. Они умели сплотить вокруг себя людей при этом, давая нам просто для творческой самостоятельности. Общение с наставниками лагеря меня настолько вдохновило, что мне тоже захотелось что-то организовать, — вспоминает Вишнякова. – Мы в школе по собственной инициативе и своими силами взялись выпускать стенгазету, организовывали с ребятами разные мероприятия. Кстати, с Машей Крайновой мы дружим с шестого класса и до сих пор тесно сотрудничаем уже в филармонии, она – мой верный помощник на протяжении многих лет.
Мама «ПластилиНовой Вороны»
По окончании школы Вишнякова, как большинство одноклассниц думала поступать в пединститут. Но случайно услышала, как родители на кухне обсуждали, кому и какую мзду нужно заплатить, чтобы дочку зачислили в вуз. На что Оксана решительно взбунтовалась, заявив: «За взятки учиться не хочу!» и отказалась даже сдавать вступительные экзамены. Зато прозорливые соседи по даче, зная о её творчески-организаторских задатках, посоветовали отнести документы на отделение режиссуры в местное училище культуры.
И тут-то Оксана нашла своё предназначение. Уже на первом курсе на неординарные способности Вишняковой обратили внимание преподаватели, в том числе, тогда начинающий наставник, мастер курса Владимир Шарапов. Он к слову, позже, сосватал талантливых студентом на учёбу в рязанский филиал Московского института культуры и искусств. А Вишнякова ещё студенткой активно набиралась практического опыта, оттачивая полученные знания в деле. Несколько лет в середине 1990-х работала в городском Центре культуры. Благо директор ДК с одобрением относилась к идеям, возникавшим у Оксаны и её коллег. Задуманные ими творческие смотры – молодежный «Мастер-Хит» и фестиваль детского творчества «ПластилиНовая Ворона» сразу нашли широкий отклик у юных дарований.
— Это потом появилась масса всевозможных фестивалей. А тогда это были «первые ласточки», помогавшие нам находить перспективных ребят и зажигать «звездочки». Наша «ПластилиНовая Ворона» затем получила республиканский, межрегиональный, а теперь и всероссийских охват, — не без удовлетворения отмечает Вишнякова. – Кстати, самые целеустремленные и трудолюбивые участники тех первых фестивалей добились профессионального признания. К примеру, Карина Попова – сейчас солистка нашей филармонии, а Никита Лапшенков из Ковылкина – учится в консерватории, Слава Кулаев окончил Московский институт культуры, теперь он – известный в Москве хореограф, ставил спортивные шоу Алексея Немова, ледовый спектакль «Огни большого города», открытие зимних Олимпийских игр в Сочи, шоу Димы Билана и др.
Чтобы у публики дух захватывало!
Сама Оксана Вишнякова за почти двадцать лет режиссёрской практики накопила солидный опыт создания масштабных стадионных представлений – и в команде с другими режиссерами, и полностью самостоятельных. Торжества ко Дню Победы. Празднование 125-летия со дня рождения С. Д. Эрьзи. Международный форум «Шумбрат, Финно-Угрия!». Дни Республики Мордовия в Москве и театрализованное шествие, посвященное 1000-летию единения мордовского народа и народами государства Российского. Церемонии закрытия окружных форумов «Вернуть детство», «Успешная семья», «Умник». Проведение эстафеты Олимпийского огня в Саранске, «Международный форум Россия — спортивная держава», Парад Российского студенчества и др. Из последнего – открытие Всероссийского Сабантуя с участием нескольких тысяч артистов Мордовии и Татарстана.
Зрителям, наверное, не обязательно знать всю технологию рождения красочных представлений. Им важен результат. А задача режиссёра – рассказать о событии так, чтобы у публики дух захватывало, по спине бежали мурашки и душа пела.
— Большие зрелищные картины подобно богатому монисто складываются из отдельных бусинок-фрагментов. Сначала мы с исполнителями репетируем отдельные кусочки, а потом складываем их в живое полотно, — приоткрывает детали творческого процесса режиссёр.
И, как признается Оксана Вишнякова, для неё одинаково дороги и важны все программы. Будь то финал народного фестиваля «Шумбрат, Мордовия!», когда нужно умудриться с утра пораньше свести и за пару часов отрепетировать гала-концерт с участием самодеятельных артистов и коллективов из разных районов республики. Или сценическая версия по мотивам хитов отечественного кинематографа «Свадьба в Малиновке», «Любовь и голуби» в исполнении музыкантов местной филармонии. Или детские спектакли «В тридесятом царстве», «Волк, семь нот и Карусельки», « Ёлка.RU », «Новогодние приключения Бу-ра-ти-но» и т.д.
Автор: Мила МельниковаПоследние новости
Депутаты ЛДПР проводят встречи с гражданами в Саранске
Обсуждение жилищных и социальных проблем на Всероссийском приёме граждан.
Введение новой государственной награды в России
ЛДПР предлагает учредить нагрудный знак для особых заслуг.
Обострение международной политики: анализ выступления Председателя ЛДПР
Эксперты обсуждают последствия заявлений о внешней политике России.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку