Солистки ансамбля «Вармава» из Саранска создали этнографический музей

Вармава — это богиня ветра у мордвы. Именно такое название носит один из фольклорных ансамблей в Саранске.

Вармава — это богиня ветра у мордвы. Именно такое название носит один из фольклорных ансамблей в Саранске. И хозяйничает в этом ансамбле не одна, а целых три богини – Анна Трифонова, Мария Майорова и Анастасия Митрофанова.

К тому же при ансамбле создан этнографический музей. Недавно нам удалось побывать в «Вармаве», где мы узнали о песенном творчестве солисток, узнали историю музея и его экспонатов. Но начнём обо всём по порядку.

«Всё что ни возьми – всё музыкальный инструмент»

Сам коллектив достаточно молодой, сформировался три года назад. Свой путь вокалистки начали с этнографической фольклорной студии «Мерема», проработав там достаточно много времени. Позже каждая из девушек решила попробовать себя в чём-то новом: кто-то ушёл в другую профессию, кто-то вообще взял перерыв.   Однако, творчество тянуло, звало и вот музыканты вновь встретились и решили создать ансамбль. «В основном наши песни исполняются на русском, эрзянском, мокшанском языках, но есть песни и на татарском языке, — рассказывает о репертуаре ансамбля руководитель коллектива Анна Трифонова, — глубина музыкальных произведений наиболее точно раскрывается под игру народных инструментов. Они у нас необычные».   «Всё что ни возьми – всё музыкальный инструмент» — смеются девушки. В ход идут не только традиционные, это, например, «нюди», но и ухват, печной заслон, и даже рубель, который когда-то использовался для глажки белья.

А какие яркие и пёстрые костюмы у девушек, загляденье, да и только! Платья и рубахи собирались не только по всей России, но и другим странам! Разумеется, большую часть гардероба артистки находили в деревнях, не обошлось и без помощи интернета. Некоторые элементы мордовского костюма дарили почитатели таланта фольклористок.

Жизнь молодого коллектива энергична, у девочек плотный график. Их приглашают в соседние регионы, много мероприятий и в самой Мордовии, девушки участвуют в онлайн-концертах и конкурсах. «Вармава» старается привносить в жанр своих песен новизну и актуальность: «Конечно, мы традиции сохраняем, но время идет и требует перемен, — заявляют девушки. Но самое главное жизнелюбие участниц ансамбля всегда подкупает зрителя, чтобы они не исполняли.

Кедьге, сюлгамы, пулай…

Поскольку находились мы в музее, где нас окружало более ста пятидесяти экспонатов, при виде которых просто разбегаются глаза, невозможно не рассказать о нем. «Когда нам предоставили студию, здесь было пустое помещение с тусклыми зелеными обоями, — теперь уже с улыбкой вспоминают активистки. Но на то и «Вармава», что со скоростью ветра из пустой и необжитой комнаты вскоре был создан «портал в прошлое». Конечно, не обошлось без определенных усилий, смекалки и вложения собственных денежных средств. В небольшом этнографическом музее царит атмосфера волшебства и мистики. История некоторых экспонатов действительно имеет таинственное начало. Чтобы пополнить экспонаты, отважная команда организовывала экспедиции: «В одной из деревень Дубенского района ночью у нас сломалась машина. И пока водитель ремонтировал ее, мы решили пройтись. Нашли мостик и через него вышли на пустырь, там увидели заросший бурьяном домик. Решили пробраться сквозь заросли и вот она — удача!   Свадебный сундук, прялка, чемоданчик, сани, сито, валик для глажки, корзина… Состояние вещей было плачевное, но у нас получилось их восстановить», — делится воспоминаниями Мария.   Сегодня гости музея могут увидеть многое: лапти, которым более ста лет, сундуки с одеждами, пахталку для масла. Изюминкой коллекции являются мордовские украшения — «суркст» — кольца, «кедьге» — браслеты, «сюлгамы» — броши-обереги, «пулай» — элемент костюма, который раньше девушки носили на бёдрах поверх рубашки. В сундуках хранятся ткани, сотканные на станке из натурального грубого льна. А вот и «сёвонень налкшкеть» — игрушки из глины. На манекенах костюмы шокшанского и мокшанского народа, а что касается эрзянской одежды, то девочки в поисках: «Если увидите или где-то о них услышите — пишите нам, приобретём с удовольствием!». Сами девушки считают, что главная «жемчужина» музея —  редкая литература на национальных языках.

  «Вкус» старинных обрядов

Сейчас мастерицы открыли две группы по народному творчеству. Дошколята и старшие ребята занимаются фольклором, играют в мордовские игры. Также проводятся мастер-классы, экскурсии, календарно-обрядовые праздники. У детей есть возможность не только посмотреть, но и почувствовать самим «вкус» старинных обрядов, песен, нарядов. Занимаясь творчеством, молодой коллектив надеется, что культура края сохранится и будет хоть немного, но передаваться другим поколениям: «То, чем мы занимаемся, дает силы для дальнейшего развития, работы, планов. Это наша отдушина. Приходишь сюда, а тут дух мордовских божеств, тут лучше думается и поется».

Хочется пожелать коллективу «Вармава» дальнейшего развития и творческого процветания! Продолжайте радовать свою публику захватывающими и яркими выступлениями!

Ксения Автонычева,

Екатерина Гарцева

Автор: -

Последние новости

Новый взгляд на изменения климата и их влияние на общество

Как глобальное потепление меняет нашу повседневную жизнь и общественные структуры.

Новые инициативы по охране окружающей среды в Москве

Город внедряет ряд программ для улучшения экологической ситуации.

Кукольный спектакль «Про серого волка, козу и козлят»

Премьера спектакля подарит детям радость и веселье.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Калининграде с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *