«Мы должны думать, какие технологии хотим получить через десять лет»
13 тысяч школьников со всей страны приняли участие в отборочном этапе Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту.
13 тысяч школьников со всей страны приняли участие в отборочном этапе Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту. Ко второму этапу, который, как и первый, проходил дистанционно, на олимпиадной дистанции остались 500 человек. И только 50 школьников были отобраны для участия в финале, который прошел в Москве. В их числе – одиннадцатиклассник гимназии №12 Саранска Арсений Арсентьев. Он стал призером олимпиады, заняв 8 позицию в итоговом рейтинге. Пока другие пытаются понять, что такое искусственный интеллект, он на профессиональном уровне занимается машинным обучением, разрабатывает рекомендательные системы.
— Арсений, как проходила олимпиада? И действительно ли вы, школьники, обучаете компьютерные системы?
— На первом этапе, которое проходило в режиме онлайн, были математические задачи и задачи по базовому программированию. На втором этапе – математические задачи посложнее и одна задача на искусственный интеллект. На третьем этапе финалистов собрали в Москве, и там мы решали задачи машинного обучения, анализировали массивы данных российских технологических компаний, разрабатывали рекомендательную систему и проводили многоклассовую классификацию текстов и изображений. Реальные данные для анализа предоставила социальная сеть ВКонтакте. Когда пользователь загружает в соцсеть картинку, искусственный интеллект должен определить, что изображено на ней. И есть рекомендательные системы, которые на основании интересов человека предлагают ему информацию, музыку, которая ему может быть интересна. Простыми задачами программирования это нельзя эффективно решить. Поэтому данное направление набирает безумную популярность. И в России много увлеченных школьников, которые занимаются этим. Если обычное программирование больше похоже на инженерию, разработку прикладных объектов, то машинное обучение больше похоже на научное исследование, в нем более важна математическая база, нет идеального решения, зато есть огромное пространство для творчества.
— Но ведь не только же в социальных сетях используются такие сложные задачи?
— Конечно, нет. За развитием этих технологий – будущее. Уже сейчас мы можем включать телефон, отсканировав лицо. В некоторых моделях автомобилей есть помощники при вождении, представляющие собой искусственный интеллект. Машинное обучение используется для координации самолетов в небе, оно минимизирует человеческий фактор. Важнейшая область применения искусственного интеллекта – здравоохранение. Это то, что мне наиболее интересно. Сегодня широко используется МРТ, а это — технология искусственного интеллекта. Машинное обучение помогает в диагностике рака кожи. В большом многообразии родинок, пигментных пятен врач может только заподозрить злокачественное образование, а чтобы поставить диагноз, потребуются результаты гистологии. И все равно это не даст стопроцентный результат. А алгоритм машинного обучения при проведении диагностики повышает точность результата.
— Не приведет ли развитие технологий к повторению сюжета фильма «Терминатор»? Не составят ли машины угрозу человечеству?
— Это сложный вопрос. Надо признать, что в некоторых областях машины по своим умениям действительно превосходят человека. И мы должны сейчас думать, какие технологии хотим получить через десять, двадцать лет, идти к этому. С другой стороны, развитие технологий может создать социальную напряженность. Если они полностью вытеснят людей, то что делать, как жить людям? Я думаю, развивать технологии нужно, без этого сейчас невозможно развитие человечества. Однако этот процесс должен сопровождаться этическими нормами, иначе действительно человек может навредить сам себе. Прежде чем вводить новую технологию, нужно продумывать ее действие на шаг вперед, обезопасить человека.
— Как же на олимпиаде определяли победителя? Если проводить аналогии со спортом: кто-то быстрее прибежал или у кого-то был точнее бросок? И каков для тебя личный результат олимпиады?
— Время на выполнение заданий было у всех одинаковое – шесть часов. Основная метрика для определения победителей — точность программы. У нас были данные, по которым мы обучали модель, и данные, которые сделали реальные люди. Совпадение этих данных на 80% и выше – это очень хорошо. По сумме точности ответов во всех заданиях нам и начисляли баллы. Я вошел в десятку сильнейших, и мне это приятно. Интересно было вновь пообщаться с ребятами, с кем мы учились в «Сириусе». И было здорово попасть на экскурсию в центральный офис ВКонтакте, увидеть, как там работают. Это офис 22 века! Кроме диплома и призов от организаторов, мы получили по пять дополнительных баллов для поступления в вуз. У нас были встречи с представителями Высшей школы экономики, ИТМО, МФТИ, они рассказывали о профильных факультетах, где нас ждут. Теперь нужно определиться, куда поступать. С ЕГЭ все ясно, буду сдавать русский язык, профильную математику, информатику и английский язык. Кстати, на олимпиаде требовалось и знание английского. Спасибо гимназии за то, что этому у нас учат отлично.
Автор: Татьяна НикитинаПоследние новости
Депутаты ЛДПР проводят встречи с гражданами в Саранске
Обсуждение жилищных и социальных проблем на Всероссийском приёме граждан.
Введение новой государственной награды в России
ЛДПР предлагает учредить нагрудный знак для особых заслуг.
Обострение международной политики: анализ выступления Председателя ЛДПР
Эксперты обсуждают последствия заявлений о внешней политике России.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований