Творческая династия Сидориных–Романовских больше 200 лет на театральной сцене
Лена Сидорина никогда не мечтала стать артисткой. И театральные сказки для неё в отличие от большинства девочек и мальчиков не казались чем-то увлекательным.
Лена Сидорина никогда не мечтала стать артисткой. И театральные сказки для неё в отличие от большинства девочек и мальчиков не казались чем-то увлекательным. А кукол она не считала игрушками.
Потому что выросла в театральной семье, за кулисами театра, где куклы служили рабочим реквизитом.
А ещё чаще Лена видела, сколько времени и сил папа и мама отдают, чтобы эти куклы оживали и превращались в героев разных историй, вызывали интерес, любопытство, восторг у малышей, которые приходят на спектакли. Зато другие ребята воспринимали её папу Владимира Сидорина «мудрым волшебником из театра», а маму Ларису – Алёнушкой из «Аленького цветочка».
Репетиции на кухне
– Бабушек и дедушек близко не было. Поэтому родители всюду меня брали с собой, — вспоминает Елена. – Раньше театральные гастроли продолжались по полгода. Мне и спать случалось прямо в ящике из-под реквизита.
А чтобы не скучать за кулисами, пока идут репетиции и спектакли, она тоже включалась в процесс. Годам к семи Лена уже четко знала, где какой реквизит должен находиться. И раскладывала его перед началом представления.
— Кстати, и дома родители нередко общались на «производственные» темы. То есть, я постоянно находилась в театральном контексте, — говорит Елена. – Допустим, пришли ко мне подружки, мы сидим в комнате, а из кухни, где мама варит борщ, слышны реплики. Они удивляются: «Лен, а с кем там твоя мама разговаривает?» — «Ни с кем, она просто учит текст новой роли». Для меня это было нормой.
Союз Алёнушки и волшебника
Вот Лариса Алексеевна в юности точно грезила актёрской профессией. Решила поступать в Нижегородское театральное училище. Но на драматическое отделение ей попасть не удалось, зато на кукольном были вакансии. После училища по распределению она попала в саранский Государственный театр кукол, где судьба свела её с молодым коллегой Владимиром Сидориным.
Он не получил вузовского театрального образования. Основы сценической профессии постигал в драмкружке Рузаевского клуба им.Ухтомского, в студии при Республиканском музыкально-драматическом театре.
Полученные навыки ему пригодились даже в пору срочной армейской службы. Рядовой Сидорин как режиссёр поставил пару спектаклей, один из них получил награду на Всесоюзном конкурсе самодеятельного искусства военнослужащих. После армии в родной Рузаевке работал в локомотивном депо, где очень даже неплохо платили. Ну, и обстоятельства так сложились, что Сидорин все-таки оказался в театре. Пусть не в драматическом, но Республиканском кукольном. Правда, там ему пришлось многому учиться с нуля – управлять куклой, создавать характер и образ героя.
Владимир Иванович и Лариса Алексеевна не только переиграли бессчетное количество ролей. Они как постановщики выпустили не один спектакль. Она – заслуженная артистка РМ, более 20 лет была главным режиссёром Государственного театра кукол. Он — заслуженный артист России и единственный из кукловодов республики отмечен званием народного артиста Мордовии.
«…и бросить театр уже не смогла»
Со стороны актёрская профессия может показаться сплошным праздником. А вы попробуйте с часок подержать над головой на вытянутой руке трехкилограммового зайца или волка. Да не просто держать, но и управлять лапами, ушами, хвостом зверя, параллельно проговаривая все реплики. Артистам этим приходится заниматься регулярно по многу часов, иногда согнувшись в три погибели, чтобы голова ненароком не высовывалась из-за ширмы.
Отлично зная цену актерского хлеба, родители не настаивали на продолжении творческой династии. Младшую дочку Таню мама в детстве отвела в хореографическую школу. А потом Татьяну пригласили в балетную труппу Музыкального театра им. И.М. Яушева, сейчас она служит там помощником режиссёра.
Старшая Лена увлекалась археологией, хотела стать школьным учителем. Правда, в педвуз с первой попытки она не поступила.
— Немного расстроенная, я сидела в театральной актёрской гримёрке, — вспоминает Елена. – Режиссёр Владимир Сергейчев, заметив меня, спросил: «Чего ты сидишь без дела?». Он сам взялся учить меня технике вождения различных кукол – тростевой, марионеточной, перчаточной, планшетной, тантамареской. Сценической речью со мной индивидуально занималась замечательная актриса Русского драмтеатра Зинаида Кириллова.
— Через год в вуз я все-таки поступила, но бросить театр уже не смогла, — признаётся Елена.
А теперь в её творческой биографии уже многие десятки ярких, неординарных образов и, наверное, тысячи самых разных театральных представлений.
— Я и Снегурочку играла на протяжении 25 лет, — смеётся Елена, давно сменившая фамилию Сидорина на Романовскую.
Директор-универсал
Верным спутником её жизни стал коллега Женя Романовский. Он пришёл в театр, что называется, с улицы.
— Мне как раз всегда хотелось на сцену. Неважно – петь, танцевать, фокусы показывать. Только я ничего не умёл, — иронизирует Евгений. – И тут мне случайно попалось объявление: «Театр кукол приглашает талантливую молодежь…» Вот я и отправился на просмотр, куда, кроме меня, явились ещё три девочки. Я спел мимо нот, умудрился поспорить с режиссером Владимиром Казаченко. Но меня взяли.
Романовский иронично признаётся, что особых талантов он в себе не обнаруживал, но лихо брался за любую необходимую в театре работу. Когда проштрафился, и режиссер его выгнал из актерской группы, стал монтировщиком сцены, он даже обрадовался: актёрам тогда платили 80 рублей, а монтировщику — 100.
Вскоре кукловодов командировали на двухмесячные гастроли по сёлам республики. Но вдруг заболел администратор, и коллектив остался без человека, в чьи обязанности входила задача организовывать прокат спектаклей: договариваться, чтобы местные власти выделили помещение актёрам для представления, собирать публику, распространять билеты и т.п.
— Взрослые артисты взваливать на себя нагрузки администратора, понятно, отказались. А у меня первые гастроли, в 17 лет – энтузиазма через край. Я и согласился, — вспоминает Романовский.
В итоге новобранец с сельских гастролей привёз выручку, равную сумме кассовых сборов театра за год.
Прежде чем ему официально доверили возглавить коллектив, Евгений Яковлевич успел освоить разные театральные специальности.
– Работал и звукорежиссером, и бутафором, и дворником, и кассиром. Теперь, если что, могу кого угодно подменить, — шутит директор Романовский, которому, как выяснилось, присущ завидный талант дипломата.
В творческую кухню он не лезет. Но привлекает к сотрудничеству с Мордовским театром кукол талантливых специалистов. К примеру, музыку специально к спектаклям саранских кукольников пишут не только местные авторы, но и широко известный композитор Григорий Гладков. Недавнюю премьерную «Красную Шапочку» с саранскими актёрами поставил режиссёр Владимир Бирюков, чьи спектакли неоднократно отмечались национальной премией «Золотая маска».
Кстати, актёром Евгений Романовский оказался на редкость послушным, исполнительным, обладающим даром лёгкой уместной импровизации, что в театральном искусстве особенно ценится.
К слову, он до сих пор с удовольствием играет главную рогатую героиню в спектакле «Проделки Козы-дерезы». И в разгар жаркой страды новогодних праздников превращается в Деда Мороза.
«Первый звонок! Второй звонок!..»
Сыновья Елены и Евгения о сценической карьере пока не думают. Хотя старший Леонид в школьную пору играл на гитаре, участвовал в спектаклях любительского театрального кружка. Сейчас он, как прадед и дед, работает шофёром, но все-таки хочет попробовать реализовать себя в творчестве, его привлекает профессия кинооператора.
Младший Давид тоже играл в школьных инсценировках. А в 9 лет ему довелось выйти на большую сцену с профессионалами в спектакле «Гулливер в стране лилипутов» по мотивам романа Джонатана Свифта.
Давиду поручили небольшую роль юнги, которому полагалось в самом начале представления прошагать по авансцене, ударить в рынду и громко объявить: «Первый звонок! Второй звонок!..»
На репетициях он, с младенчества привыкший к атмосфере кукольного театра, где работают и родители, и бабушка с дедушкой, держался уверенно. Но на премьере, впервые увидев полный зрительный зал, Давид испытал неожиданный шок от сотен устремленных на него глаз. Поставленные режиссером задачи он выполнил. Но после спектакля заявил: «Нет уж! На сцену я больше не выйду».
Сейчас он учится в колледже, сам выбрал специальность «Право и организация социального обеспечения» и радует родителей отличной успеваемостью. Хотя не исключено, что кто-то из наследников всё-таки продолжит театральную династию Сидориных–Романовских, чей суммарный трудовой стаж перевалил за 200 лет.
Последние новости
Новый взгляд на изменения климата и их влияние на общество
Как глобальное потепление меняет нашу повседневную жизнь и общественные структуры.
Новые инициативы по охране окружающей среды в Москве
Город внедряет ряд программ для улучшения экологической ситуации.
Кукольный спектакль «Про серого волка, козу и козлят»
Премьера спектакля подарит детям радость и веселье.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований