6 «световых» лет
Александр Новиков отправился с вещами в места лишения свободы. Фото: Столица С В Ленинском райсуде завершился марафон, который длился более 3 лет!
В Ленинском райсуде завершился марафон, который длился более 3 лет! Служители Фемиды приговорили 62-летнего бывшего директора Саранского электролампового завода (СЭЛЗ) Александра Новикова к 6 годам общего режима и штрафу в размере 900 тысяч рублей. Кроме того, с него должны взыскать в бюджет свыше 52 миллионов. Новикова признали виновным в особо крупном мошенничестве в отношении Министерства торговли и предпринимательства РМ. А также — в получении обманным путем кредита на 200 миллионов рублей, в результате чего Россельхозбанку был причинен ущерб в размере 60 миллионов 717 тысяч рублей. При этом в ходе судебного процесса вышедший на пенсию Новиков вину не признал. Его взяли под стражу сразу после оглашения вердикта. Пока длилось рассмотрение этого уголовного дела, СЭЛЗ признали банкротом и потребовали от сына Новикова вернуть оборудование на 9 миллионов рублей! Новые скандальные подробности громкого дела — в материале Валерия Ярцева.
Темный путьКак установили сотрудники Следственной части СУ МВД по РМ, в 2011 году Александр Новиков, являясь собственником и руководителем СЭЛЗ, подал в Россельхозбанк заявление о выдаче кредита. При этом представил документы, касающиеся обеспечения взятых обязательств. В них содержались заведомо ложные сведения о финансово-экономическом состоянии СЭЛЗ, который был зарегистрирован в 2006 году с уставным капиталом в 10 тысяч рублей. На бумаге все выглядело радужно. Если бы опытный руководитель расписал все как есть, то никаких кредитов ему бы не светило! В итоге банк предоставил заводу кредит в 200 миллионов рублей. По данным правоохранителей, этими деньгами Новиков распорядился по своему усмотрению. Потратил на цели, не предусмотренные договором. Ущерб, причиненный банку, составил 60 миллионов 717 тысяч рублей…
Вдобавок, как выяснило следствие, Новиков запускал руку в бюджет республики. Эту аферу он провернул через Министерство торговли и предпринимательства РМ. В итоге с июля 2012 года по январь 2015-го электроламповый завод на основании ложных сведений неправомерно получил более 47 миллионов рублей в качестве субсидий на оплату части процентов за пользование банковскими кредитами. Но и это еще не все! С сентября по октябрь 2016 года Новиков предоставил в Министерство торговли и предпринимательства новые фиктивные документы о том, что якобы приобрел оборудование и создал 15 новых рабочих мест. На этом основании угасающий на глазах СЭЛЗ незаконно получил еще 5 миллионов рублей в качестве субсидий на возмещение части затрат, связанных с модернизацией производства. Таким образом, Новиков похитил еще 52 миллиона 580 тысяч рублей, причинив республиканскому бюджету ущерб в особо крупном размере.
Его «левую» деятельность пресекли борцы с экономическими преступлениями и коррупцией МВД по РМ. «Ламповому» директору предъявили обвинение по статьям «Мошенничество в особо крупном размере» (до 10 лет неволи со штрафом до 1 миллиона рублей) и «Мошенничество в сфере кредитования, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере» (аналогичное наказание). В преддверии судебного процесса в отношении уроженца Ардатова избрали меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении. А с середины 2019 года до прошлого лета вдовец Новиков, которому государство назначило пенсию в 19 тысяч 200 рублей, находился под домашним арестом.
Реклама Александр Новиков (слева) легко встроился в «эпоху Меркушкина». И мало чем отличался от коллег по бильярду. Мужчина был уверен, что только так жить и надо. Фото: Соцсети Туннель без света«Александр Вениаминович, вы вину признаете?» —поинтересовался корр.«С» у обвиняемого перед началом первого судебного заседания два года назад. «Нет! — живо откликнулся недавний директор. — У нас же на самом деле все делалось для блага предприятия! И трудовой коллектив в итоге работает до сих пор!» — «Тогда зачем же вас привлекли к уголовной ответственности?» — «Сами знаете, зачем у нас привлекают… Надо же найти отдушину. Кому-то звезды заработать, кому-то еще чего… Кому-то неугодным стали! Мы же тут как кость в горле были…» — «А для кого?» «Для кого?.. — усмехнулся Новиков. — Почему «Лисма» развалилась? Почему из института сделали неизвестно что? Где 25 тысяч работников «Лисмы»? Где 3,5 тысячи из института? Где вообще наша светотехническая отрасль?!» — «То есть вы просто хоть как-то пытались реанимировать производство?» — «А как же! Такие лампы в России вообще больше никто не производит. Мы — единственные! Для Росатома! Для Минобороны России! Мы выполняем все программы по импортозамещению. Кому-то это, видимо, не нравится… Кто-то, наверное, хочет первым все лавры, все пенки собрать… Сами знаете, как это у нас все делается!..» — «Неужели ни копейки в собственный карман не положили?» — «Если бы я положил, здесь бы не сидел!.. Каково сейчас положение дел в промышленности? Хреновое! У нас только два предприятия, которые работают хорошо. Кабельное и «Биохимик». А все остальное загубили. Светотехническую отрасль в стране загубили!.. Посмотрите, у нас все города освещает «Филипс» или Китай… А мы где?» — «Кроме прочего, вас обвиняют в незаконном получении кредита из Россельхозбанка…» — «Это вообще чушь! У нас под кредиты был заложен весь завод. Мы Россельхозбанку одних только процентов заплатили 100 миллионов рублей. А новое руководство банка встало в позу, не захотело реструктуризировать кредиты. Иначе мы бы до сих пор продолжали работать. А так мы целый год простояли. Вот только первые шесть месяцев начинаем помаленьку выкарабкиваться… Нет, директором электролампового завода я уже не являюсь, сейчас назначен конкурсный управляющий…» — «И он, как известно, даже письмо написал, чтобы суд разрешил вам появляться на предприятии, даже пребывая под домашним арестом»? — «Да! Потому что по-прежнему душа у меня за производство болит! И надеюсь, что здесь, в суде, нам удастся все точки расставить!»
Согласно постановлению Арбитражного суда РМ, к этому времени на предприятии были введены процедуры внешнего наблюдения и управления. Но при этом временный управляющий просил судебные органы разрешить горе-директору регулярно посещать территорию СЭЛЗ. «В настоящее время производственная деятельность не ведется, — повествовал тогдашний представитель союза арбитражных управляющих «Саморегулируемая организации «Северная столица». — Зарплата не выплачивается. Имеется задолженность по коммунальным платежам. После посещения мною предприятия и анализа предоставленных материалов выяснилось, что все функции по контролю и управлению производством и реализации продукции выполнялись директором Новиковым. Ни один из его заместителей или иных работников не способен в полном объеме решить проблемы СЭЛЗ и нести за это ответственность!» Но на служителей правосудия «письмо в защиту» впечатления не произвело…
Шесть «ватт»Судебный марафон длился в Ленинском райсуде свыше 3 лет — до 15 декабря этого года. Состоялось порядка 70 заседаний. Почти 10 месяцев ушло на проведение дополнительной экспертизы. Но как на первом заседании, так и в последнем слове Александр Новиков вину признавать не захотел. Гособвинитель из Ленинской райпрокуратуры запросил для пожилого мужчины 7 лет общего режима. Чтобы принять судьбоносное решение, служители Фемиды провели в совещательной комнате две недели. В итоге Новикова приговорили к 6 годам общего режима и штрафу в размере 900 тысяч рублей. Александра Новикова заключили под стражу сразу после провозглашения вердикта, отменив подписку о невыезде. При этом служители Фемиды учли, что бывший заводчанин имеет проблемы со здоровьем. «Из заболеваний, как это называется правильно… — рассказывал Новиков в суде. — В общем, колено болит… Два раза в год прохожу процедуры, делаю уколы…» Также, назначая наказание, вершители правосудия обратили внимание на награды подсудимого — почетные грамоты от Госсобрания и Главы РМ… Также в счет возмещения ущерба с Новикова в пользу Министерства экономики, предпринимательства и торговли РМ постановили взыскать 52 миллиона 585 тысяч 315 рублей. В целях «обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска» был сохранен арест, наложенный на его имущество…
Туши свет!Тем временем Россельхозбанк через Арбитражный суд РМ потребовал от СЭЛЗ вернуть выделенные в разное время займы на общую сумму свыше 421 миллиона рублей. Процедура наблюдения была введена на предприятии в феврале 2019 года. Его долг перед Россельхозбанком включили в реестр требований. При этом арбитраж признал эту сумму вполне обеспеченной — за счет залога зданий, земли, оборудования, машин и другого имущества. Кстати, еще одним кредитором был признан меркушкинский «Актив Банк», который одолжил СЭЛЗ свыше 3,5 миллиона рублей. Но тогда производители ламп нанесли ответный удар. Они обратились в Первый апелляционный суд во Владимире, пытаясь обжаловать решение об «активизации» процедуры наблюдения. Заодно попытались «вычеркнуть» из списка попавшего под залог имущества автоматизированную сборную линию по производству галогенных автомобильных ламп стоимостью 11 миллионов 500 тысяч рублей и два автоматизированных комплекса по производству ламп накаливания почти за 20 миллионов. По мнению представителей СЭЛЗ, это имущество не являлось предметом сделки с Россельхозбанком, так как в договоре о залоге «наименование оборудования является примерным, не позволяющим его идентифицировать». Но владимирские судьи в итоге решили, что их коллеги из Мордовии при вынесении определения о банкротстве дали надлежащую оценку всем доказательствам…
Затем — осенью того же 2019 года — Арбитражный суд РМ окончательно признал саранское предприятие банкротом и открыл конкурсное производство. Было учтено заявление временного управляющего о том, что по результатам финансового анализа должник неплатежеспособен и несостоятелен. При этом, что не менее любопытно, были выявлены «подозрительные сделки». А еще — «признаки преднамеренного банкротства». Что подтверждается, между прочим, различными материалами дела! Одновременно на завод был назначен новый временный управляющий, который имел допуск к сведениям, содержащим государственную тайну. После чего началась распродажа. В том числе иномарок. Хотя некоторые лоты так и остались невостребованными. Например, минувшим летом не удалось пустить с молотка автомобиль «Тойота-Ленд-Крузер», 2010 года выпуска. При начальной цене лота в 2 миллиона 190 тысяч рублей на него не нашлось ни одного потенциального покупателя. Но зато попадавший в аварию автомобиль «Мицубиси» 2011 года изготовления удалось-таки продать некоему гражданину Тудакову за 322 тысячи 380 рублей. Также были выставлены на продажу «шкаф металлический для испытания ламп», «стол стеклодувный», «пресс-машина для закупорки цоколя», «установка штенгелевки кварцевых трубок» и много чего еще… Кое-что купили. Удалось выручить еще несколько миллионов. Господин Титовский, например, приобрел оборудования на 9 миллионов 600 тысяч рублей…
Как стало известно «С», совсем недавно конкурсный управляющий СЭЛЗ направил в Арбитражный суд РМ заявление о признании недействительными ряда сделок. В них фигурировала московская фирма «Астарк», которая «очень вовремя» приобрела у саранского предприятия различного оборудования на общую сумму 9 миллионов 157 тысяч 573 рубля. И в этой истории есть интересный момент! Как сообщают специализированные сайты, генеральным директором «Астарка» является… сын Новикова — Станислав Александрович. Эта фирма с уставным капиталом в 10 тысяч рублей была зарегистрирована в Москве на ул. Адмирала Лазарева в сентябре 2010 года. В ней числится всего один сотрудник. Также Новиков-младший является учредителем и генеральным директором ООО «Новые световые технологии» (НСТ). Эта фирма с таким же уставным капиталом зарегистрирована в Москве на ул. Академика Скрябина в 2018 году. Основной вид деятельности — производство электрических ламп и осветительного оборудования. И трудится в ней — правильно! — тоже только один сотрудник, он же — директор. Новиков-младший!
Последние новости
Депутаты ЛДПР проводят встречи с гражданами в Саранске
Обсуждение жилищных и социальных проблем на Всероссийском приёме граждан.
Введение новой государственной награды в России
ЛДПР предлагает учредить нагрудный знак для особых заслуг.
Обострение международной политики: анализ выступления Председателя ЛДПР
Эксперты обсуждают последствия заявлений о внешней политике России.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований