«Нынешняя форма экзамена предполагает и получение итоговой отметки, и возможность попасть в вуз без вмешательства человеческого фактора!»
В конце мая в интернет-сообществе «Столицы С» в соцсети «ВКонтакте» состоялась прямая видеотрансляция с участием министра образования РМ Елены Солдатовой.
В конце мая в интернет-сообществе «Столицы С» в соцсети «ВКонтакте» состоялась прямая видеотрансляция с участием министра образования РМ Елены Солдатовой. Чем должны заниматься учителя во время каникул? Как остановить школьные поборы? Как обстоят дела с трудоустройством учеников в летний период? На эти и другие вопросы Елена Солдатова ответила в прямом эфире. Интервью вела Татьяна Новикова.
Елена Солдатова: «Есть интересные инициативы, которые активно развиваются. Например, создание школьных театров…» Фото: Михаил Коршунов I Столица ѫѻ: Елена Петровна, как вы относитесь к дискуссиям по поводу отмены ЕГЭ?
— Спасибо за вопрос. ЕГЭ — это форма проверки знаний выпускников. При этом механизм устроен так, что ребята одновременно получают аттестат и право поступления в высшие учебные заведения. Отсюда и название — единый. Раньше была другая система. Возникало много вопросов по поводу того, что талантливые учащиеся в силу определенных обстоятельств иногда не могли поступить в вузы ни с первого раза, ни со второго, ни даже с третьего. Нынешняя форма экзамена предполагает и получение итоговой отметки, и возможность попасть в вуз без вмешательства человеческого фактора. Четвертый год все проходит по одной системе: через Интернет присылают экзаменационные материалы, под наблюдением видеокамеры их распечатывают и раздают детям. Во время сдачи ЕГЭ картинка сканируется и фиксируется время. И при этом полностью исключается какое-либо «постороннее вмешательство». Часто задают вопросы о содержании контрольно-измерительных материалов, их сложности, соответствии образовательной программе и федеральным государственным образовательным стандартам — ФГОСам. В этом году ЕГЭ впервые сдают школьники, обучавшиеся по новым ФГОСам. Тестовая честь, которая не позволяет размышлять над ответом, очень изменилась… Еще ведутся разговоры и остаются вопросы о нечестности, вмешательстве или о том, что в школе преподавали одно, а на ЕГЭ спрашивают совсем другое. А еще о дискомфорте, потому что ученики находятся в стенах не своей школы и под видеонаблюдением. Это тоже меры, направленные на максимальную объективность. И камеры у нас сейчас везде. И мы об этом не задумываемся. И ребята уже на это не реагируют. В данной ситуации в большей степени переживают родители, которые сдавали экзамены по-другому.
«С»: Хочется обратить ваше внимание на жалобы родителей, которые недовольны школьными поборами. Речь идет о принудительной сдаче попечительских денег и покупке учебников.
Реклама— В прошлом нашем интервью мы уже поднимали этот вопрос. Я читала комментарии родителей, которые сообщали, что боятся негативных последствий, если вдруг они обратятся в Министерство образования. Хочу сказать, что не нужно опасаться. Телефон приемной Минобразования — 39-18-00. Можете смело звонить. Все учебники, которые входят в образовательную программу, утверждаются на педагогическом совете и предоставляются бесплатно. Так же как и рабочие тетради, которыми школа обязана обеспечивать учеников, если принято решение о работе по этим тетрадям. Что касается попечительских денег, то здесь то же самое. Никакого принудительного сбора быть ни в коем случае не должно! Если такие факты имеют место быть — обращайтесь! Будем разбираться.
«С»: Как вы относитесь к идее усилить патриотическое воспитание в школах и возродить что-то типа пионерской организации?
— Система воспитания не уходила из образовательных учреждений. Каждый, кто прошел классическую школу педагога, понимает, что у любого урока всегда было три функции: образовательная, воспитательная и развивающая. Во главе угла всегда была вторая. Русский язык преподавался на базе классических произведений. Урок физкультуры мог воспитывать на примерах великих спортсменов. Все эти вещи формировались и в урочной, и во внеурочной системах. Когда ребята объединены общей идеей в рамках организации, это здорово. Приведу пример: есть такое сообщество «Большая перемена», когда ребята участвуют в различных мероприятиях и конкурсах. Когда запускался проект, количество участников было небольшим. Но сейчас их становится все больше и больше. Это замечательно! И, конечно, я поддерживаю идею создания детской организации.
«С»: Как в школах обстоят дела с кружками и факультативами?
— Есть интересные инициативы, которые активно развиваются. Например, создание школьных театров. Когда я была школьницей, у нас со второго класса был драматический кружок. Со своим кукольным театром мы ходили по разным школам и показывали представления. Сейчас это возрождается. Во многих учебных заведениях есть свои театры. Они созданы на базе литературно-драматических кружков. Было бы здорово проводить видеосъемку спектаклей и организовать конкурс таких театров. Еще одна инициатива: чтобы в каждой школе независимо от того, сельская она или городская, была спортивная секция, а лучше несколько. Кстати, за последние несколько лет в рамках федеральных проектов в образовательные учреждения поступает спортивный инвентарь, ремонтируются спортивные залы… И, конечно, шахматы. Есть замечательный педагог Римма Девяткина, которая занимается ими со всеми желающими в детском республиканском центре дополнительного образования. Все большее количество педагогов привлекают ежегодно в свои ряды юных шахматистов. Традиция проведения городского и республиканского школьных чемпионатов по шахматам вернется уже с 1 сентября.
«С»: Раньше школьные библиотеки были для нас сокровищницей, где можно было брать самые редкие книги. К сожалению, современное поколение детей воспринимает лишь гаджеты. Каким образом можно вернуть им любовь к чтению?
— Актуальный вопрос. Много над ним думала. В школьные и студенческие годы с удовольствием посещала библиотеку, в которой было много уникальных книг. В те времена мы читали буквально запоем… Сейчас приобрести любимые издания можно без проблем в книжных магазинах или через Интернет. Но вопрос в том, что дети мало читают. Кстати, самый малочисленный экзамен у нас по литературе. В этом году на него зарегистрировались всего 208 учеников… Уверена, что все зависит от учителей, которые должны прививать детям любовь к книгам с первого класса. При этом используя те же самые методы, что и педагоги в советское время. Главное — заинтересовать ребенка. Чтобы дома он рассказал, что сегодня учитель читал отрывок из книги и хочется узнать продолжение. В семье тоже должны читать. Если ребенок видит, что родители не только сидят в социальных сетях, но и читают литературные произведения, ему захочется последовать их примеру.
«С»: Как обстоят дела с трудоустройством школьников в летний период?
— Помимо нашего ведомства, этим занимаются Министерство труда и социальной защиты населения, комиссия по делам несовершеннолетних. Биржа труда выделяет рабочие места для детей. Также можно обратиться в Управление по делам молодежи Министерства спорта и районные администрации. Перечень работ, которые предлагают школьникам, как правило, связан с благоустройством и озеленением территорий. Трудоустроиться можно с 14 лет
Вопросы читателейТатьяна Пескова: Почему на ЕГЭ сидит некомпетентный медперсонал? Вчера на экзамене по литературе у дочери был стресс. Потемнело в глазах, свело скулы. Медики могли дать валерианку и отправить на экзамен. Почему не было звонка родителям? Давление измерить не судьба?
— Чтобы подробно ответить на этот вопрос, следует выяснить несколько моментов. Надо узнать, где девочка сдавала ЕГЭ, посмотреть журнал медицинских обращений, изучить видеозаписи, где зафиксировано: сколько раз она выходила из кабинета, в каком состоянии находилась. Также потребуется опросить организаторов, руководителя пункта и членов экзаменационной комиссии. В случае необходимости во время проведения ЕГЭ ребенок через организаторов обращается к врачам. Если будет совместное объективное решение, что по состоянию здоровья продолжать экзамен невозможно, то комиссия составляет соответствующий акт. Затем об этом уведомляются родители. В этот же день необходимые документы передаются в региональный центр обработки информации. И только потом ГЭК принимает решение о повторном допуске к экзамену… Хочу сказать, что конкретно эта ситуация на контроле. Мы выясняем все обстоятельства.
Марина Левина: Чем должны заниматься учителя в каникулярное время? Законны ли требования администрации школы по их привлечению к ремонтным, клининговым, погрузочным и прочим работам, не входящим в перечень должностных обязанностей?
— Интересный вопрос. Могу только предполагать, что это педагоги, которые на сегодняшний день работают в школах, где ведется капитальный ремонт. Но возможно, что это вопрос о любом учителе из любой школы. Здесь надо разграничить две составляющие. Первая — это ситуация с отпуском, который каждый гражданин использует по своему усмотрению. Но есть время, которое не является отпускным. Как правило, в июне не отдыхают педагоги, которые работают в пришкольных лагерях и проводят экзамены. А привлечение к такому виду работ, о которых идет речь, безусловно, законным не является. Но право помочь есть у каждого.
Алексей Иванов: Почему в 31-м лицее не хватает учителей? У учеников 8-го класса нет черчения. Преподаватель математики собралась в декрет, замены нет, и с другими школьными работниками тоже бывают проблемы.
— К сожалению, такие сложности могут возникнуть в течение учебного года. Учитель может находиться на длительном лечении или переехать в другой город. Причины могут быть разные. Обязанность образовательной организации — обеспечить предоставление педагога по той или иной дисциплине. Нужно предпринять шаги, чтобы не было отставаний в усвоении учебной программы. Нам не поступало информации по поводу того, что в лицее № 31 отсутствует учитель черчения. Что касается ухода в декрет преподавателя математики, то думаю, что скоро нам поступит заявка, которую мы отработаем вместе с педагогическим университетом и институтом образования.
Тома Гребнева: На какой год запланировано строительство школы на улице Гагарина?
— Вопрос рассматривается. Конкретную дату пока назвать не могу. Сейчас формируется соответствующая заявка. Проблема не замалчивается, она хорошо известна. Кстати, из всех школ, которые сейчас находятся в юго-западном районе Саранска, в двухсменном режиме пока не работает только 33-я… Как только будет принято решение о начале строительства нового образовательного учреждения ориентировочно на 800 мест, мы об этом обязательно сообщим.
Светлана Комкова: Когда у детей будут проводиться праздники в честь начала и завершения учебного года? Три года учимся рутинно, а хочется, чтобы все было как раньше.
— Вопрос закономерный, потому что не только дети, но также родители и педагоги устали от ограничений, в условиях которых мы находились в последнее время. Замечательно то, что в этом году практически не было дистанционного обучения. Последние звонки, все торжественные мероприятия, соревнования с участием учеников разных школ прошли в очном режиме.
Ольга Кантеева: Подскажите дату выпускного вечера для 11-х классов школ Саранска.
— Она пока не утверждена. Могу только сказать, что основной период ЕГЭ заканчивается 22 июня. Потом наступают резервные дни экзаменов для тех, кто по уважительной причине не смог их пройти вовремя либо получил неудовлетворительную оценку по одному из обязательных предметов, не прошел «порог». То есть в любом случае это дата не раньше 23 июня. И, конечно, решение будет приниматься исходя из эпидситуации.
Последние новости
Тёплая зима ожидается в Москве
Синоптики предсказывают аномально высокие температуры в холодные месяцы.
Погода в Центральной России в конце ноября
Атлантический воздух принесет холод и снег в некоторые регионы.
Снег и гололедица: предупреждение для жителей Мордовии
Внимание водителям и пешеходам из-за ухудшения погодных условий.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку