Враки и врали
Сергей Чернавин , обозреватель [email protected] Когда-то на заре «Столицы С», в начале 90-х, в первоапрельском номере газеты мы решили «малость пошутковать» (использовали такое вот специфическое внутриредакционное выражение).
Когда-то на заре «Столицы С», в начале 90-х, в первоапрельском номере газеты мы решили «малость пошутковать» (использовали такое вот специфическое внутриредакционное выражение). И разбросали по всем полосам целую россыпь «сенсаций». И было их там немало! На основании «не подлежащих сомнению» данных из «компетентных, но отказавшихся себя назвать источников» до наших читателей было доведено, что, например, здание Дома республики в ближайшей перспективе будет передано Минздраву Мордовии для организации в нем передового госпиталя. Что Дом Советов снесут за ветхостью и на его месте построят мемориал жертвам политических репрессий ХХ века. Что саранский аэропорт (на тот момент напрочь заросший по округе бурьяном) реконструируют под международную гавань, готовую принимать «Боинги» и «Аэробусы». Что стадион «Светотехника» вот-вот ожидает реконструкция по мировым стандартам и на нем совсем скоро пройдут матчи чемпионата мира по футболу… (Заметьте, некоторые из этих прогнозов через 20 лет в той или иной степени воплотились-таки в жизнь. Но речь сейчас не об этом.) А главное, газета предвещала, что все саранские «низы» будут враз снесены под корень и на их месте возведут бизнес-комплекс масштаба Нью-Йорк-сити (аргументировалась эта фантазия логистической близостью к Москве, Самаре и Нижнему Новгороду).
«Взрывные» новости стали частью информационной войны, в которой есть и жертвы, и разрушения… Фото: СоцсетиИ несмотря на то, что все «сенсации» были помечены специальной ссылкой на их откровенный блеф, вышедшая в свет газета произвела тогда в Саранске эффект разорвавшейся бомбы. Все только и обсуждали предстоящие преображения столицы Мордовии. Спорили до хрипоты, нужно ли делать то или это. Но никто… НИКТО!!!! Никто не подверг сомнению опубликованные в печатном издании сведения! Выданное в медийное пространство воспринималось людьми как безусловная истина!
…Я пишу этот текст, когда на календаре обозначилось очередное 1 апреля. И, озирая через призму информационных потоков все, что происходит сегодня с моим родным городом, родной страной и сопредельными ей государствами, с грустью и сожалением (а в нынешний день дурака, думается, никому не до смеха) признаю: по прошествии стольких лет в людском сознании ничего не изменилось! Ни у нас. Ни — там…
Фейк«…Последний месяц я, как, наверное, и многие, практически не отрываюсь от новостей, — читаю я пост севастопольского блогера и публициста Марии Дегтеревой на интернет-платформе ForPost. — Провожу над собой тяжелый эксперимент: подписалась на все украинские паблики в «Телеграме» и одновременно на наши. То есть получаю информацию о происходящем из всех источников разом. И готова поделиться наблюдениями.
РекламаСразу скажу: люди, которых я читаю с нашей стороны, — специальные корреспонденты, которым я доверяю не по статьям в Интернете, а исходя из многолетнего личного общения. Так уж вышло, что несколько моих друзей и близких знакомых сейчас в зоне спецоперации. Информационный эффект от одних и тех же событий, скажу я вам, фантастический!
Вот украинская группа. Масса фото: «был взорван театр, погибли десятки человек». Дальше, разумеется, звучит тирада о наших военных и «преступном режиме». Новость облетает все мировые СМИ. Буквально через несколько часов выясняется, что в здании театра базировался батальон «Азов», людей заперли в подвале (и вовсе не наши военные) и они, к счастью, выжили. Мировым СМИ — это неинтересно. Это только один пример (и каждый при желании сегодня может привести таких «подлинных фактов» множество — С. Ч.). Но он отражает тот самый алгоритм, по которому работает информационное поле — сегодня, вчера, позавчера. Будет работать так и завтра! Судя по скорости реакций и объему поддержки западных изданий, а также бесчисленной армии интернет-ботов, украинская сторона оказалась гораздо лучше готова к происходящему в информационном плане, чем мы.
Мне, профессиональному пиарщику, трудно даже вообразить, какие силы и средства задействованы во всем этом противоборстве. Но дело не только в профессиональных медиа. На мой личный взгляд, информационную войну мы проворонили гораздо раньше — на десятилетия. Как минимум с начала девяностых на Украине идет масштабная пиар-атака, направленная против России. Те, кто читал великого русского писателя Гоголя, знают, что атака эта исторически подкреплена: Западная Украина всегда была ориентирована на западный мир, на Польшу, на Европу. Как никогда актуально сейчас звучит фраза, произнесенная Тарасом Бульбой: «Ну, шо, сынку, помогли тебе твои ляхи?»
Идеологическое противостояние между Западной и Восточной Украиной существовало всегда, но с развалом СССР обрело четкие очертания. Мало кто задумывается, но за это время на Украине успело вырасти несколько поколений молодых людей, не просто ненавидящих Россию, а с детства воспринимающих ее своим врагом, «врагом демократии», врагом Европы и всего вообще светлого и лучшего. Эти самые люди и трудятся сейчас над созданием в том числе информационного поля, повернутого к Востоку спиной.
А в России никогда не было антиукраинских настроений! — продолжает Дегтерева. — Больше того, мы все — и мое поколение, и последующие — воспитаны во многом в постсоветской системе координат, которая включала в себя традиционную для РФ идею интернациональности. Империи всегда многонациональны, поэтому сейчас смешно и горько слушать обвинения одновременно в имперских замашках и русском национализме, систематически звучащие со стороны наших «западных партнеров».
Что, собственно, следует из написанного? — задается вопросом крымчанка. — На информационную войну мы опоздали минимум на тридцать лет. И ситуацию эту переломить очень сложно. Если вообще возможно. Я на днях лично общалась с украинскими беженцами. И они, глядя в глаза, прямо говорят: «да, нацбатальоны прикрываются мирными, да, стреляют в своих, нет, это не слухи и не сплетни. Да, военная техника расставляется посреди жилых домов и кварталов, вероятно — для «картинки» после ответных ударов. Да, людей в Мариуполе не выпускали из подвалов, держали без еды и воды и открывали огонь». По своим… Но эти их слова так и останутся каплей в море. В море фейков о «зверствах российских военных» и «захватнической кампании Путина».
Что ж. Как говорил один литературный персонаж — нас рассудит история. Но работать с информацией моей стране нужно учиться и учиться. Воевать, как видим, она умеет…»
ХайпНо у развернувшейся на наших глазах (с нашим прямым вовлечением) информационной войны есть еще одна немаловажная сторона. Речь идет о разрастающейся в эти недели ораве желающих «хайпнуть» популярности на происходящей трагедии. Во внутрироссийское медийное поле, стремясь напомнить о себе, что есть духу пропиариться, «блеснуть умом», поперли толпы подзабытых у нас «героев вчерашних дней». Все эти невзоровы, стрелковы, царевы, януковичи (я намеренно смешиваю здесь «кислое с пресным») сегодня выступают «экспертами», «компетентными источниками», «авторитетными лидерами общественного мнения» и т. д., разглагольствуя о том, к чему никакого отношения сейчас уже не имеют. Это типичное поведение аутсайдеров, никак не способных смириться с пониманием, что их звездный час давно в прошлом. Беда в том, что весь этот цирк представляет собой не только жалкое зрелище. Своей активностью данные персонажи ввинчиваются в сознание непосвященного в тонкости происходящего в реале российского обывателя. И не столько рекламируют себя, сколько вредят общему делу своей некомпетентностью, позерством, пустозвонством.
В 20-х числах марта мировую общественность шокировали моментально распространенные по Интернету кадры издевательств украинских националистов над нашими военнопленными. Подлинность этой хроники как раз таки ни у кого не вызвала сомнений. Но этот вопиющий факт (один из, надо полагать, далеко не многих, получивший фиксированную огласку) у нас в стране обрел, скажем так, неожиданный поворот. «Украинские националисты Сергей Величко по кличке Чили и Константин Немичев, издевавшиеся над пленными российскими военными, записали и выложили в соцсети видеообращение, — констатировал 30 марта автор интернет-издания «© Русская Семерка» Вячеслав Коротин. — В нем они опровергают свой арест, о котором ранее сообщил (ВНИМАНИЕ!!!) заместитель председателя комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Государственной Думы РФ, бывший главком ВДВ, генерал-полковник Владимир Шаманов. Пытавшие российских военнопленных неонацисты отрицают, что попали в плен. В коротком видеообращении Чили иронизирует и говорит, что находится в плену «больных фантазий больных людей с соседней страны», и заявляет о своем местоположении в Харькове. О поимке националистов Владимир Шаманов заявил 29 марта во время заседания круглого стола комитета Госдумы. «Через трое суток наш спецназ этих подонков захватил. Сегодня они валяются в ногах, просят о пощаде», — подчеркнул Шаманов, после чего добавил, что уже прошли первые допросы Величко и Немичева».
Шторм, буря, разразившиеся в социальных сетях по обе стороны основного в наши дни Рубикона, не поддаются описанию! «Лично проводя разъяснительную работу среди родственников и знакомых, — цитирую я лишь один как наиболее типичный пример комментарияпо этому поводу от автора под ником KsanfRU сайта glav.su/forum/, — всегда делаю акцент на принципе «наша сила в правде». Именно поэтому мы и озвучиваем цифры наших потерь, именно поэтому мы признали просчет в отправке срочников. Потому что нужно быть правдивым и признавать даже ошибки. И это окупится в дальнейшем.
Но как быть вот с такими деятелями? Это же целый боевой генерал-полковник!!! И наврал. Зачем наврал-то? Не имела эта ложь смысла, кроме как самопиара! Уверения, что это какая-то игра, рушат наш принцип «сила в правде». Так зачем генерал-полковник наврал? Его ввели в заблуждение? Так почему он не выступил с опровержением и не повинился? Это ниже его достоинства? Но как теперь объяснять людям, что наши военные не врут, когда тут целый генерал-полковник лжет и пойман на лжи?! Так мне некоторые знакомые заявили уже: «Шаманов лжет, значит, и брифинги наши ложь!» И возразить на это теперь мне нечем, потому как мой принцип «наши военные не врут» один военный опроверг…»
СтыдПрошедшие дни подарили еще один красноречивый пример всей опасности непродуманных и громких заявлений, срывающихся с уст официальных лиц. В Стамбуле 29 марта завершились переговоры представителей Москвы и Киева по урегулированию ситуации на Украине. Глава делегации россиян, помощник Президента Владимир Мединский назвал встречу «конструктивной и содержательной». Он также заявил, что «Россия сделала два шага по деэскалации навстречу Украине». Этого оказалось достаточно, чтобы быть расцененным в стране как прямая сдача успехов ВС в первый месяц специальной операции по демилитаризации и денацификации Украины…
Мединский, отставной министр культуры РФ, оставивший след в отечественной культуре разве что многотысячными тиражами своих как бы исторических романов (по которым даже снималось ни у кого не вызвавшее интереса кино!), представляет, по общему мнению, в качестве лидера переговорщиков некую странность. «Лучше Мединскому ничего больше не говорить», — общий итог звучащих в его адрес оценок.
Как заметил телеграм-канал Readovka, стамбульские заявления глубинный народ расценил как «слив русской весны 2.0 и национал-предательство. Однако налицо всего лишь работа дипломатов. Боевые действия не прекращались, на деле Минобороны России просто перебросит часть незадействованных ресурсов в помощь восточному фронту. А на северном фронте останутся войска, необходимые для сковывания сил противника; серьезных наступательных действий там все равно не происходило». Более того, даже Генштаб ВСУ заявляет, что не доверяет сообщениям об отводе российских войск на киевском и черниговском направлениях, и считает, что там проходит ротация и переброска сил.
Сергей Григоров, сопредседатель движения «Русские демократы»: «Видя, что Россия стоит на пороге победы, русский народ опасается, что его предадут в последний момент. Украинцы, не видя, что Украина проигрывает, воодушевлены тем, что стоит немного поднажать — и Россия потерпит катастрофу. А нашей власти с происходящим надо что-то делать. И, видимо, делать надо лично Путину. Больше некому. Добавлю, что при Путине Россия не проиграла ни одного конфликта. Не проиграет она и украинский. Потому что Путин прекрасно понимает, что нельзя остановиться даже на полпути.
США и Великобританию кроме войны до последнего украинца устраивает полная капитуляция России. Но капитуляция приведет к распаду России, а на сценарий распада наш Верховный главнокомандующий и Президент точно не согласится. Поэтому повторюсь: придется воевать и побеждать. Других вариантов у нас нет».
Алексей Журавлев, лидер партии «Родина» и депутат Госдумы РФ: «Останавливать боевые действия нельзя — и со мной согласится, пожалуй, каждый, кто хоть раз за последнее время побывал на Донбассе, общался с жителями освобожденных Рубежного и Волновахи, которые подробно расскажут о зверствах киевского неонацистского режима. Переговоры, может, и нужно вести, но относиться к ним крайне внимательно, чтобы, как после Минска‑1 и Минска‑2, после нынешних, которые можно назвать разве что Минск‑3, нацистские формирования не рванули в наступление. Все добровольцы Донбасса — а их уже почти 30 тысяч — уверены: идти нужно до победного конца и останавливаться у границы с Польшей, иначе нацистская гидра возродится и непременно накинется на нас вновь. У нас есть и решимость, и возможности».
Как-то по весенней поре в середине нулевых мне довелось участвовать в совещании по подготовке большого интервью Главы РМ в честь его очередной победы. Президент согласился возглавить оргкомитет по проведению празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами России. Главной мыслью публикации должны были стать многомиллиардные инвестиции в региональную экономику из федерального бюджета под это знаменательное дело. Лучшие умы белодомовских идеологов не один час потели в гадании над тем, как доходчиво разъяснить народонаселению, какое счастье им опять преподнес НИМ. Проблема была в том, что сам Глава не счел нужным обозначить внятно, из каких источников, когда и куда конкретно будут направлены эти колоссальные деньжищи. И, как следствие, что конкретно хорошего и в какие сроки мордовские избиратели смогут почувствовать на себе.
Я никогда не причислял себя к тем, у кого семь пядей во лбу. Но даже меня при тех обсуждениях бросало в оторопь. Ведь было очевидно, что если не все, то большинство из обрушиваемых Меркушкиным на Мордовию тех богатств (а дальнейшая жизнь показала, что в той практике НИМ и его окружение только все сильнее и сильнее входили во вкус!) — это не «манна небесная», а — кредиты! Которые придется возвращать! С процентами! И не кому-нибудь, а все тому же отплясавшему и отпевшему свое на «исторических торжествах» народу. Но робкие мои блеянья по этому поводу были восприняты в штыки. «Ты что говоришь-то?! — тут же все замахали на меня руками. — Какие кредиты? Кому и зачем возвращать?! Николай Иванович знает, что делает». Материал с брызжущим радостью на весь свет заголовком был подготовлен, утвержден и ушел в печать. «Да не парься ты, — как-то втихаря шепнул мне потом один из соавторов. — На дворе ведь — 1 апреля. День дурака все спишет…»
Последние новости
Тёплая зима ожидается в Москве
Синоптики предсказывают аномально высокие температуры в холодные месяцы.
Погода в Центральной России в конце ноября
Атлантический воздух принесет холод и снег в некоторые регионы.
Снег и гололедица: предупреждение для жителей Мордовии
Внимание водителям и пешеходам из-за ухудшения погодных условий.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку