Митрополит Зиновий принял участие в торжественной Литургии в Успенской Вышенской обители
29 июня Русская Православная Церковь отмечает юбилей перенесения Святителя Феофана, Затворника Вышенского.
29 июня Русская Православная Церковь отмечает юбилей перенесения Святителя Феофана, Затворника Вышенского. Основные торжества прошли непосредственно на месте духовных подвигов – в Успенской Вышенской женской обители в Выше Рязанской области. Праздничную Божественную Литургию в Казанском соборе монастыря совершил сонм архиереев: митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий, митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, митрополит Рязанский и Михайловский Марк, митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, митрополит Владивостокский и Приморский Владимир, и другие. Среди сослужащих архипастырей, кроме Главы Мордовской митрополии, были также епископ Краснослободский и Темниковский Климент и епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин. В богослужении принял участие и настоятель Успенского храма протоиерей Александр Адышкин.
За богослужением был совершен крестный ход вокруг собора обители.
Поселок Выша находится у самой границы с Мордовией. Восточнее, уже в нашей республике, есть чуть больший, одноименный населенный пункт с таким же названием.
Административно Выша входит в состав Шацкого района. Безусловно главной духовной и социальной доминантой и села, и всего района является Успенский монастырь. И обитель, и её самый известный насельник - святитель Феофан Затворник – тесно связаны с Мордовской землёй. Вплоть до административно-территориальной реформы первой половины XX века западная часть современной республики (Темниковский уезд, Зубово-Полянская, Торбеевская и множество других волостей Спасского уезда) относилась к Тамбовской губернии. Приходы и монастыри этих территорий, как и скопинские церкви и обители, находились в введении Тамбовской епархии (в XVIII веке к ней же относился и Саранск). Четыре года епископом Тамбовским и Скопинским был будущий святой Феофан Затворник, прежде, чем принять древнейшую в России Владимирскую кафедру. Известно, что беспрецедентное прошение образованнейшего и успешного в управлении архиерея о покое вызвало крайнее удивление у Священного Синода. Прошение об увольнении его на покой было удовлетворено 17 июня 1866 года, — с назначением его настоятелем в Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Но уже 19 сентября по его просьбе он был уволен от управления монастырём.
Первые шесть лет своего пребывания в Вышенском монастыре он не уединялся окончательно, хотя ему был выделен отдельный флигель. У него даже возникала мысль вернуться к активной епископской деятельности, и ему в 1872 году даже было предложено принять в управление Московскую епархию. В 1872 году ушёл в затвор, сначала на время поста, затем на целый год, после чего было принято решение о полном затворе. Устроив у себя в келии домовую Богоявленскую церковь, он служил в ней в воскресные и праздничные дни, а последние одиннадцать лет — ежедневно.
С 1873 года занимался переводами аскетических книг; смиренно писал о себе: «Из моего запора сделали затвор. Ничего тут затворнического нет. Я заперся, чтобы не мешали, но не в видах строжайшего подвижничества, а в видах беспрепятственного книжничества». Когда его посетил тамбовский губернатор, Феофан единственный раз вышел из затвора. Тем самым он выразил своё послушание земному начальству. В царе, в губернаторе, в отце, в хозяине он видел иерархический чин, которому обязательно абсолютно покоряться. Всякий иерархический чин, будь то губернатор или отец, должен сознавать, что при нём «степенная важность, не высящаяся, но и не унижающая себя, привлекающая, но непоблажающая». Кроме трудов, он вёл обширную переписку: ежедневно почта приносила от 20 до 40 писем, при этом епископ Феофан обязательно отвечал на каждое.
Святитель Феофан в одном из писем более чем за 50 лет вперед предсказал события 1917 года. Скончался 6 января 1894 года, в праздник Крещения Господня. При его кончине никто не присутствовал.
Отпевание почившего совершил 11 января епископ Тамбовский Иероним (Экземплярский) при большом стечении духовенства и мирян Погребён в Казанском соборе Вышенской пустыни, во Владимирском приделе.
Над его могилой было воздвигнуто надгробие из белого мрамора с изображением трех книг святителя: «Добротолюбие», «Толкование Апостольских посланий» и «Начертание христианского нравоучения».
В 1920-е годы, во время богоборческих гонений, монастырь был закрыт, разрушена колокольня храма, здания и имущество национализированы, монахи выселены. На территории обители размещались лесхоз, свиносовхоз, детский городок, а с 1938 года — областная психиатрическая больница. Мощи святителя Феофана в эти годы безвременья находились на своем месте, в поруганном Казанском соборе.
Осенью 1972 года под руководством профессора МДА игумена Марка (Лозинского) иеромонах Георгий (Тертышников), иерей Георгий Глазунов и Евгений Диденко (будущий архимандрит Елевферий) совершили поездку в Вышенскую обитель. По воспоминаниям протоиерея Георгия Глазунова, отец Георгий (Тертышников) несколько раз приезжал в Вышу – сначала один, как паломник, а потом уже вместе с игуменом Марком и Евгением Диденко втроем. Вместе с иереем Георгием они совершили панихиду над поруганной гробницей епископа Феофана, после чего вывезли из полуразрушенного храма честные останки святителя.
По благословению духовника Троице-Сергиевой обители архимандрита Кирилла (Павлова), останки святителя Феофана были сокрыты в храме Всех Святых, под Успенским собором лавры. По воспоминаниям архимандрита Елевферия, их поместили с левой стороны, недалеко от места погребения Святейшего Патриарха Пимена. Мощи замуровали в стену, примерно на уровне груди.
В 1988-м году мощи епископа Феофана в небольшом гробе переправили в Рязань и 5 июня, за день до общецерковного прославления, поместили в храме Преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловка. Здесь, под сенью, в новой гробнице, они находились в течение 14 лет.
На Поместном cоборе Русской Православной Церкви в 1988 году, посвящённом 1000-летию Крещения Руси, Феофан Затворник был прославлен в лике святителей; в деяниях Собора отмечалось:
«Глубокое богословское понимание христианского учения, а также опытное его исполнение, и как следствие сего, высота и святость жизни святителя позволяют смотреть на его писания как на развитие святоотеческого учения с сохранением той же православной чистоты и богопросвещенности».
29 июня 2002 года состоялось перенесение мощей святителя Феофана из храма деревни Эммануиловки (Шацкий район Рязанской области), где они хранились с 1988 года, в Вышенский женский монастырь. 14 марта 2009 года мощи были перенесены из Успенского собора в Казанский собор Вышенского монастыря.
Последние новости
Депутаты ЛДПР проводят встречи с гражданами в Саранске
Обсуждение жилищных и социальных проблем на Всероссийском приёме граждан.
Введение новой государственной награды в России
ЛДПР предлагает учредить нагрудный знак для особых заслуг.
Обострение международной политики: анализ выступления Председателя ЛДПР
Эксперты обсуждают последствия заявлений о внешней политике России.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований