Лизинг персонала, или Эффективный инструмент оптимизации кадровых процессов
Одной из первоочередных задач бизнеса в условиях тяжелой или нестабильной ситуации является оптимизация расходов. Часто это достигается за счет сокращения числа работников. Однако, такой подход не является универсальным решением всех проблем, т.к. без персонала предприятие не сможет функционировать. Для того чтобы сохранить эффективную работу компании, многие организации начинают привлекать к работе «внешних» специалистов.
Использование лизинга персонала - актуальная тема на сегодняшний день. Рассмотрим, что представляет собой данный инструмент и почему его использование становится все более популярным. Термин "лизинг" в контексте управления человеческими ресурсами возник вместе с понятием "интеллектуальный капитал". Под ним понимаются знания, навыки и умения, которые способствуют увеличению производительности труда и прибыли.
Обычно аренда сотрудников требуется на определенный период времени. Например, если компании необходимы услуги квалифицированного специалиста на время выполнения одной работы, например, переводчика с необычным языком, то проще всего обратиться в лизинговую компанию, чем заниматься поисками самостоятельно.
Временный персонал может понадобиться на время отпуска или болезни сотрудника организации. Аренда сотрудников также является незаменимой для компаний, работа которых сильно зависит от сезонности производства или услуг. Она позволяет быстро и эффективно реагировать на изменения в потребностях в рабочей силе.
Развитие направления аренды работников берет свое начало из практики, которая нашла широкое распространение во время мирового экономического кризиса в развитых странах. Быстро завоевав популярность, лизинг персонала избавлял работодателей от финансовых и временных затрат по подбору и оформлению сотрудников. В России данное направление появилось в кризисный 1998 год. Его внедряли первыми иностранные компании, работающие на российском рынке, а от них опыт перенимали отечественные фирмы, стремившиеся выжить в неблагоприятные времена. Однако, даже в период процветания, работодатели поняли, что большой штат не обязателен для эффективной работы бизнеса, и услуги по аренде работников не утратили своей популярности. Сегодня, в условиях повышенной волатильности, спрос на подобные услуги, вероятно, возрастет еще более сильно.
Наибольшим спросом в данной сфере пользуются торговые работники (51%) и специалисты на различные позиции в общепите (23%). Спрос на временных сотрудников со стороны производственных предприятий также растет достаточно быстро, и в ближайшие годы этот сегмент может стать лидером. По данным исследования Исследовательского центра портала Superjob.ru, услуги по подбору временного персонала предоставляют 54% кадровых агентств в России. 31% российских компаний используют временный персонал, и общий объем российского рынка услуг по подбору временных сотрудников оценивается в специалистами 120 миллионов долларов.
Касательно перспектив мирового рынка трудового лизинга, можно отметить, что в развитых странах больше 90% компаний периодически или постоянно пользуются этой услугой. Количество агентств, предоставляющих данную услугу, ежегодно растет в 1,5 раза, а их совокупный годовой оборот уже превысил 60 миллиардов долларов. Эти сведения говорят о том, что данное направление будет развиваться и расти в дальнейшем.
Преимущества аренды персонала
Метод аренды персонала имеет много преимуществ. Одно из основных преимуществ заключается в том, что организация может привлекать на время решения конкретной задачи высококвалифицированных специалистов. Рассмотрим пример, когда в небольшой фирме требуется системный администратор только тогда, когда офисная техника работает неправильно. В зависимости от ситуации, стоимость одной и той же работы может варьироваться от 30% до 90%. Причем экономический эффект достигается как за счет отсутствия простоев в работе, так и путем снижения налогооблагаемой базы, если фирма с обычной системой налогового обложения арендует сотрудников в работающей на «упрощенке» компании.
Кроме того, к аренде персонала привязан меньший объем работы для бухгалтерии и отдела кадров, поскольку нет необходимости рассчитывать зарплату временных работников, а кадровое делопроизводство также сокращается. Для временных сотрудников не требуется подбирать компенсационные пакеты, а также отмечается отсутствие рисков связанных с возможностью выплаты компенсаций в случае сокращения штата. Лизингодатель обязан заменить временного работника в случае его болезни или отпуска.
Вы можете оперативно реагировать на сезонный характер бизнеса, открывая представительства или региональные филиалы, набирая в лизинг сотрудников необходимых для этого. Нередко наиболее эффективных временных сотрудников принимают на постоянную работу, что экономит затраты на подбор высококвалифицированных работников.
Кроме того, аренда персонала несет в себе ряд преимуществ для самих сотрудников. Они могут получить хорошо оплачиваемую постоянную работу (по статистике 10% временных сотрудников получают предложение трудоустройства), а также непрерывный стаж работы и гарантированные выплаты за отпуска и больничные.
Лизинг персонала: кто в нем заинтересован
В услуге лизинга персонала на сегодняшний день заинтересовано множество компаний, включая розничные торговые сети, общепит, банки, а также строительные, производственные и торговые компании.
Обратив внимание на динамику изменений приоритетов и спроса в этом сегменте, можно заметить, что в настоящее время спрос на услуги по лизингу временных сотрудников стремительно растет. Если раньше компании преимущественно обращались за услугами высококвалифицированных специалистов, то сегодня существенная доля спроса приходится на работников рабочих профессий, таких как кассиры, продавцы, мерчендайзеры или официанты.
В России подобными услугами часто пользуются крупные сети: «Ашан», «Леруа Мерлен», «Метро» и другие. Около 10% рынка лизинга персонала приходится на строительные компании, которые наиболее востребованными специалистами для них считают грузчиков, асфальтоукладчиков и разнорабочих без специального образования.
Типы лизинга персонала
В реальности есть три типа аренды персонала: лизинг (staff leasing), вывод персонала за штат (outstaffing), и подбор временного персонала (temporary staffing).
Исходно первый термин относился к временному использованию персонала, который не был принят в штат, но подразумевал дальнейшее принятие на работу постоянно. Однако на отечественном рынке труда принятие на работу постоянно работающих фрилансеров является редким случаем, и ограничивается только арендой. Из-за этого происходит постепенное смешение лизинга с аутстаффингом, который обозначает длительное использование внештатного персонала и является производным термином от английских слов "out" и "stuff".
В конце концов, третий термин - временный подбор персонала - используется, когда компания нуждается в наеме временного персонала на период от 1 до 3 месяцев, например, в случае отпуска или болезни штатного сотрудника.
Везде есть использование внешних экспертов внутри компании, и лизинговое агентство не несет ответственности за бизнес-процессы. Все же стоит понимать, что аренда персонала отличается от аутсорсинга, где для выполнения бизнес-задач большая часть работ передается на внешних подрядчиков. В этом случае результаты работы зависят от сотрудников компании-аутсорсера.
В ритмичном темпе рынка оказания услуг главными барьерами на пути его роста становятся:
- Недостаточная осведомленность руководителей многих компаний о предоставляемых услугах
- Лишения законодательной базы, которая не регулирует все тонкости финансовых операций.
Вопрос заемного труда, который будут рассматривать в Государственной Думе, уже взяли на вооружение. Однако, точку в этом деле так и не поставили. Пока формируется законопроект, контракты на оказание услуг с помощью аренды персонала заключаются на основании микса гражданско-правовых и трудовых договоров.
Для заказчика наиболее важным является максимально точно определить вводные параметры в договоре возмездного оказания услуг персоналом. Количество работников, их должности, уровень заработной платы, время выполения работы и критерии оценки выполненной работы. Отношения между заказчиком и наемными сотрудниками агентства регулируются условиями договора.
Фото: freepik.com