Какую франшизу лучше купить для бизнеса в России?
Франчайзинг как инструмент для расширения бизнеса действует на российском рынке уже более 30 лет. В 1992 году в столичной гостинице "Россия" было открыто первое кафе по франшизе компании Baskin Robbins. С тех пор ситуация изменилась, и сегодня перед начинающим предпринимателем, желающим создать свой стартап, стоит вопрос: следует ли работать с франшизой или же начинать самостоятельно? Если вариант франшизы кажется более перспективным, возникает вопрос: какую франшизу выбрать?
Франчайзинг - история и развитие
Слово "franchise" в самом начале своего существования обозначало определенные преференции для осуществления различных видов бизнеса, таких как ярмарки, виноделие, охота и т.д. Имели такие права французские короли с возможностью перепродажи соответствующим заинтересованным предпринимателям. С первым современным опытом франчайзинга связываются те, кто предоставлял лицензии тавернам на эксклюзивную продажу пива с использованием имени пивоварни в названии своего заведения. Этот опыт датируется серединой XIX века в Германии.
Но новая веха истории франчайзинга связана с завершением Второй мировой войны, ростом экономики и потребительских веяний в Соединенных Штатах, а позднее в Европе. Идея продажи "бизнес-формата" была представлена американской корпорацией McDonald's и быстро завоевала популярность среди предпринимателей. Создатель данной концепции, Рэй Крок, не является только создателем сети фастфуда, но и отец-основатель идеи "как продавать фастфуд". В настоящее время франшиза McDonald's является одной из самых дорогих и популярных в области фастфуда. Концепция быстро нашла свое применение и охватила все зоны бизнеса.
Но болезнь роста сказалась в 60-70-х годах: хаотичные продажи франшизы привели к нескольким скандалам и банкротству некоторых недействительных франчайзеров. Идея франчайзинга получила частичное discredit и стала компенсироваться созданием международных и национальных ассоциаций франчайзинга, которые заполняют франчайзинговые отношения на современном рынке. В настоящее время франчайзинг является зрелой и взрослой технологией бизнеса.
Структура франчайзинга: виды и их краткое описание
Франчайзинг - это передача компании лицензии на использование фирменного имени и бизнес-технологий за вознаграждение. Франчайзер - правообладатель, а франчайзи - правополучатель.
Важно отметить, что договор франчайзинга должен быть заключен в письменной форме и зарегистрирован в Роспатенте (ст. 1028 ГК, п. 5.2 Положения, утвержденного постановлением правительства, от 16 июня 2004 г. №299). Иначе договор будет считаться недействительным.
Существует несколько видов франчайзинга по характеру деятельности:
-
Товарный (торговый) франчайзинг
Этот вид франшизы позволяет продавать определенный товар под именем франчайзера. Этот тип франчайзинга применяется в сфере розничной торговли. Примеры франшиз в этом секторе - Zara, H&M, Baldinini и многие другие.
-
Производственный франчайзинг
В этом виде передается право на производство продукта. Франчайзер продает товарный знак и бизнес-технологию, а также в некоторых случаях обеспечивает поставки сырья. Примеры компаний, использующих производственный франчайзинг: The Coca-Cola Company, PepsiCo, ХимRussia и другие.
-
Деловой франчайзинг
Этот вид франшизы дает право открыть бизнес внутри структуры франчайзера. Франчайзи в этом случае может использовать имя и технологии франчайзера, обучать персонал при поддержке материнской компании и т. д. Этот тип наиболее распространен в сфере услуг, общественного питания, гостиничного бизнеса и других секторах экономики. Примеры компаний - Hilton, Yves Rocher, «ИНВИТРО».
Также следует упомянуть, что франшизы могут быть прямыми и мастер-франшизами:
-
Прямая франшиза
Это непосредственная передача права от франчайзера к франчайзи и удобна для регионального или национального франчайзера.
-
Мастер-франшиза
Это когда все эксклюзивные права по выдаче франшиз от правообладателя получает региональный франчайзи. Он регулирует выдачу франшиз на определенной территории и определяет бизнес-стратегию в соответствии с интересами франчайзера. Он также закрывает выдачу франшиз при переизбытке предложений и отслеживает соответствие ведения бизнеса требованиям договора франчайзинга.
Франчайзинг: плюсы и минусы
Выживаемость малого и среднего бизнеса в России оставляет желать лучшего из-за чрезмерного законодательного регулирования и стабильности популярных рынков товаров и услуг. Однако затраты на раскрутку своего стартапа могут быть сопоставимы с покупкой франшизы, но риски в таком случае намного ниже, особенно в условиях экономических кризисов и пандемии.
Согласно экспертам, в первые пять лет разоряются около 85% новых компаний, тогда как соответствующий показатель среди франчайзи составляет от 14% до 15%. Таким образом, франчайзинговые проекты в сфере быстрого питания и услуг, такие как Subway, «Шоколадница», Papa John’s, Cofix, «Хеликс», «ФИТ Автосервис» и многие другие, не только оставались стабильными, но и открывали новые предприятия.
Для участия в франчайзинге у франчайзи имеются свои плюсы и минусы, которые обсуждаются в таблице ниже:
Преимущества и недостатки для франчайзера и франчайзи
Преимущества для франчайзера:
- Быстрый вход на новые рынки с минимальными вложениями
- Экстенсивный рост бренда и узнаваемости
- Доходы от продажи франшизы и роялти
- Минимизация рисков (они ложатся на франчайзи)
Недостатки для франчайзера:
- Потребность в выделении франчайзинга в отдельное направление работы компании
- Потеря конфиденциальности и проблемы с сохранением коммерческой тайны
- Дополнительные затраты на обучение персонала франчайзи и контроль за исполнением условий франшизы
Преимущества для франчайзи:
- Защита от рисков начального этапа
- Оптимизация затрат на рекламу с помощью «раскрученного» бренда, рекламных кампаний франчайзера, фирменной упаковки и презентационных материалов
- Поддержка со стороны франчайзера (помощь в обучении персонала, поддержка при кредитовании и т.д.)
Недостатки для франчайзи:
- Ограничение свободы и инициативы бизнеса условиями франшизы
- Затраты на покупку франшизы
- Зависимость от стабильности/нестабильности франчайзера
Франчайзеры и франчайзи понимают, что перспективный бизнес - это тот, который предлагает уникальные услуги и продукты, но при этом может быть стандартизирован и унифицирован. Однако, развитие франчайзинга в области образовательных, дизайнерских, финансовых и юридических услуг может стать громоздким, поскольку для таких видов бизнеса предпочтительнее интенсивный путь развития.
Список "лучших" франшиз можно интерпретировать довольно условно. Важнее всего выделить популярные среди покупателей и наиболее выгодные франшизы. В летнем списке 2021 года Forbes опубликовал рейтинг наиболее эффективных проектов, получивших оценку на основе анализа нескольких сотен российских франчайзеров, начавших работать не менее трех лет назад в течение минимум 50 точек. Аналитики оценивали рентабельность, срок окупаемости новых проектов, ROI и среднюю годовую выручку точек. Методология составления рейтинга за 2021 год была скорректирована, чтобы учитывать условия пандемии, и эксперты не стали принимать в расчет число закрытых точек в 2020 году.
Заметите, что ROI (возврат инвестиций) - это коэффициент рентабельности инвестиций, который указывает на уровень доходности или убыточности бизнеса, учитывая сумму инвестиций в данный бизнес. Обычно этот коэффициент выражается в процентах, иногда в виде дроби.
Пятерка лучших франшиз в списке компаний, требующих инвестиции от 5 миллионов рублей: "ФИТ Автосервис", "2ГИС", Sun School, "Papa Johns" и "Fix Price". Среди предприятий, чья франшиза требует вложений от 1 до 5 миллионов рублей, лидеры - IQ 007, "Этажи", "ПОЛИГЛОТИКИ", "ПОЗИТРОНИКА" и "Хеликс". Самые доступные франшизы (инвестиции в открытие точки не превышают 1 миллион рублей): KIBERone, "Чемпионика", Gelateria Plombir, "Юниор" и Ozon. Forbes. Рейтинг Forbes наиболее выгодных франшиз в 2021 году включал 30 проектов.
Однако следует понимать, что никакой рейтинг не обеспечивает беспрепятственного успеха франчайзи в бизнесе. Важно анализировать условия потенциального франчайзера и рассматривать размер инвестиций, не забывая о паушальном взносе и роялти, а также предполагаемый срок окупаемости. Не стоит оценивать все компании в рейтингах по одному и тому же критерию: изучив условия покупки их франшиз, становится понятно, насколько они различаются. Например, стоимость открытия франшизы сети кофеен "Шоколадница" составляет 2,5 миллиона рублей для паушального взноса + 7% роялти, в то время как покупка франшизы международной сети пиццерий Papa John`s предполагает паушальный взнос в размере 17 500 долларов (около 1,26 миллиона рублей) + 6% роялти от выручки.
Учтите, что сопоставимая стоимость известных российских франшиз с ценой франшиз популярных международных брендов объясняется высокой популярностью некоторых локальных брендов в России, которая может быть даже выше, чем у лидеров рейтинга топ-100 франшиз, составленных Entrepreneur's.
Существует особая специфика российского франчайзинга, поскольку не все отечественные франшизы соответствуют мировым стандартам. Сотрудничество подобного рода может с упрощенной формой сводиться до дилерства или продажи бизнес-идей, а договор франчайзинга может быть заменен договором поставки товаров и оборудования. Также стоит отметить, что российские правообладатели отличаются высокой лояльностью и умеренной настойчивостью в борьбе за чистоту бренда, что если с одной стороны дает некоторую свободу для франчайзи, то с другой стороны может дискредитировать бренд в глазах потребителей.
Поскольку приобретение франшизы является ответственным шагом, важно учитывать множество ключевых моментов, взвешивая все за и против, начиная с предполагаемого объема инвестиций и заканчивая собственным представлением о параметрах будущего бизнеса. В этом важном моменте может пригодиться помощь магазинов франшиз - профессиональных брокеров, которые имеют право представления того или иного бренда. Такие организации могут предложить не только услуги по подбору франшизы, учитывая желания покупателя, но и проверить подлинность бренда, подготовить необходимые документы, произвести аудит франшизы. Однако часто такие организации являются обычными каталогами франшиз, ориентированными на продвижение товарного знака на специализированных интернет-ресурсах.
Кроме того, хотя рейтинги являются полезными, успех бизнеса зависит от вдумчивого подхода к выбору партнера. Если надлежащим образом подойти к этому важному моменту, то, даже в трудные времена локдаунов и кризисов, есть надежда на то, что вложения окупятся. Учтите, что информация о стоимости предоставляется в ознакомительных целях и действительна на ноябрь 2021 года, а материал не является общественной офертой.
Фото: freepik.com