Особенности маркировки отдельных видов товаров, импортируемых на территорию ЕАЭС
Всем известно, что на упаковке продуктов, помимо бренда и состава, есть несколько значков, передавших дополнительную информацию о товаре. Однако нередко производители и импортеры не до конца понимают, зачем нужны иконо- и пиктографические метки, что они означают и какие из них обязательны к использованию.
Требования к упаковке и маркировке товаров в ЕАЭС
В 2015 году Россия, Казахстан и Белоруссия создали Евразийский экономический союз (ЕАЭС), задачей которого является сближение таможенных и иных видов законодательства между государствами-участниками, включая техническое регулирование. За период существования ЕАЭС были установлены единые таможенные требования, требования к безопасности ключевых видов продукции, а также к ее маркировке и упаковке.
Основная идея маркировки заключается в передаче потребителю полной, корректной и достоверной информации о товаре. Эта обязательная требование не только нормами ЕАЭС, но и внутренним законодательством каждой страны-члена. Например, в России это законы «О защите прав потребителей» и «О техническом регулировании». Нарушение правил маркировки может привести к административной ответственности, и в России на это указывают статьи 14.7 и 14.8 КоАП.
Основные правила маркировки содержатся в техническом регламенте Таможенного союза (ТР ТС) 005/2011. К примеру, упаковка должна содержать информацию о материале, из которого она изготовлена, той продукции, для которой предназначена и может содержать информацию о возможности ее утилизации. Еще одно обязательное требование заключается в том, что вся продукция, находящаяся в обращении на территории государств-участников ЕАЭС, должна быть отмечена единым знаком «EAC». Знак наносят на каждую единицу товара контрастным цветом. Он также должен быть читаем на протяжении всего срока службы или годности продукта. Место нанесения установлено соответствующими каждой категории продукции по ТР ТС.
Требования к маркированию каждой группы продукции установлены в техническом регламенте отдельно. Рассмотрим несколько основных групп товаров.
Ныне ЕАЭС включает в себя пять стран: Россию, Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию. Еще две страны - Сирия и Таджикистан, а также Тунис проявляют интерес к участию. Важно заметить, что Евразийский экономический союз сугубо ориентирован на экономический обмен, в то время как Европейский союз имеет конфедеративный характер.
Правила маркировки продуктов питания регламентируются в ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». Согласно этому документу на этикетке любого продукта данной категории должны присутствовать следующие данные:
- Название продукта;
- Вес, количество штук или объем;
- Состав. Если продукт состоит из одного компонента без добавок и состав понятен по названию, то эту информацию указывать не нужно. Ингредиенты, присутствующие в ничтожно малом количестве (за исключением химических добавок и аллергенов), а также исчезающие в процессе производства, можно не указывать;
- Пищевая ценность. Для некоторых товаров (например, воды, чая, мяса, рыбы, овощей, ягод, специй и т.п.) установлено, что указание этой информации необязательно;
- Дата производства и срок годности;
- Правила хранения, а также срок годности после вскрытия упаковки (если это необходимо);
- Наименование и адрес производителя, а также место упаковки или производства (если они не совпадают), а также данные о представителе или импортере, который рассматривает обращения граждан по этому продукту (если они есть);
- Советы по приготовлению и ограничения (если это необходимо);
- Данные об использовании ГМО.
Кроме того, для кофеинсодержащих безалкогольных напитков на этикетке должно быть указано предупреждение о вреде их употребления для несовершеннолетних, беременных и людей с некоторыми заболеваниями.
Дополнительно к этой информации законодательство разрешает указывать на этикетке особые свойства продукта (например, «без консервантов», «со вкусом краба»), однако не все из них могут быть указаны без соответствующей документации (например, доказательства отсутствия ГМО).
Каждый товар, не зависимо от своего предназначения, должен быть изменен внешне и обозначен специальной маркировкой. Маркировка товаров является неотъемлемой частью их продажи и для некоторых категорий товаров она может иметь особенности.
Например, для косметических средств маркировка в виде указания сроков годности необходима для безопасности клиентов. В случае лекарственных препаратов маркировка поможет покупателю узнать состав, дозировку, взаимодействие с другими препаратами.
Непродовольственные товары, такие как бытовая химия, электроника и одежда, имеют свои особенности маркировки. Одежда, например, может иметь маркировку с указанием состава ткани и правил пранья, а электроника должна быть помечена сертификатами соответствия.
Сохранение правильной маркировки является ответственностью производителя товаров и необходимо для защиты прав клиентов на качественный и безопасный товар.
Маркировка парфюмерно-косметических товаров регулируется пунктом 9 статьи 5 ТР ТС 00 9/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции». Регламент содержит ряд обязательных требований для этикетки товара:
- Название продукции;
- Назначение товара (если оно не указано в названии);
- Данные о производителе;
- Страна производства, если она отличается от местоположения производителя;
- Информация об импортере или представителе, который может быть использован для подачи жалобы на товар, если производитель не принимает их самостоятельно на территории ТС;
- Объем или масса товара в упаковке (кроме товаров менее 5 мл или 5 г);
- Срок годности;
- Условия хранения (при наличии);
- Меры предосторожности и/или предупреждения (если требуются);
- Сведения о партии и код для идентификации;
- Способы применения товара (при необходимости);
- Состав продукта. Парфюмерную композицию можно указать одним ингредиентом, без уточнения состава.
Некоторые из этих сведений являются обязательными только для определенных групп товаров в этой категории. Например, детская косметика должна содержать соответствующую надпись, декоративные и окрашивающие средства должны иметь указание на свой цвет, а средства для чистки зубов, десен и полости рта должны содержать информацию о массовой доле фторида.
Требования к маркировке продукции легкой промышленности регулируются ТР ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности". Эти требования разделены на две категории - общие, которые применимы для всех товаров, и специальные, которые применимы только к определенным группам товаров.
Общие требования включают стандартные данные, такие как название товара, адрес и название производителя, дата изготовления, состав и номер партии, если применимо, товарный знак и гарантия.
Специальные требования устанавливаются для таких товаров легкой промышленности, как:
- одежда
- текстильные изделия
- изделия из трикотажа и текстиля
- ковры
- шторы
- покрывала
- одеяла
- обувь
- кожгалантерейные изделия
- кожа и мех
Для каждой группы товаров установлены свои специальные требования к маркировке, указывающие на состав, модель, правила использования, символы-правила ухода, обработку меха и т.д. Например, для обуви должны быть указаны материал верха, низа, подкладки, правила использования и при необходимости - инструкция по эксплуатации. Для кожгалантерейных изделий маркировка должна включать модель и материал верха, а для кожи - площадь и массу куска, сорт и толщину, если применимо. Для шкурок меховых требования к маркировке включают тип меха и его обработку, сорт, марку и размер.
Соблюдение этих требований позволяет обеспечить безопасность продукции легкой промышленности и защитить права и интересы потребителей.
Как стикировать упаковку импортируемых продуктов
После того, как мы изучили, какую информацию необходимо указывать на этикетках самых популярных товаров, стоит обратить внимание на требования к маркировке импортируемых товаров. Согласно правилам, все данные на продукции должны быть указаны на русском языке, а также, если необходимо, на языке страны-участницы ЕАЭС. Информация должна быть легко читаемой и понятной, а также должна быть достоверной. Если необходимо, часть данных можно разместить на прилагаемом ярлыке или на наклейке, которая наносится поверх иноязычной маркировки.
Маркировка обязательна для импортируемых товаров. Импортеры или производители могут произвести стикировку в любое время до начала таможенной очистки груза. Однако этому этапу предшествует процедура оценки соответствия требованиям ТР ТС. Для продукции, которая подлежит обязательной сертификации или декларированию, необходимо пройти процедуру оценки соответствия в аккредитованных на территории ЕАЭС органах оценки соответствия. Инициировать эту процедуру могут компания-изготовитель или компания-грузополучатель и их законные представители.
Каждый участник ВЭД может столкнуться со сложностями при маркировке товаров. Крупные европейские и азиатские производители часто отказываются от нанесения необходимых данных на продукцию, которые нужны для проведения таможенной очистки на территории ЕАЭС, и эту процедуру приходится выполнять импортеру. Ошибки в маркировке, в свою очередь, могут привести к запрету выпуска товара и большим финансовым потерям компании.
Фото: freepik.com