Можно ли оспорить решение налогового органа и как это сделать?
Для оспаривания несправедливых требований ФНС необходима грамотная подготовка возражений и сбор исчерпывающих доказательств. В этом процессе помочь может опытный специалист. Обжаловать решение налоговых органов возможно даже в случае, если оно уже вступило в силу.
Завышенные начисления, доначисления и неправомерный отказ в возмещении налогов – частые причины для спора с налоговой. Если вы не согласны с решением налоговых органов, вы можете обжаловать его в досудебном порядке, соблюдая установленные сроки и процедуру.
Результаты налоговой проверки могут привести к взысканию штрафов и доначислений. Однако, обжаловать решение налоговых органов можно и в суде, если имеется опытный представитель. Не все действия налоговых органов являются правомерными, и ошибки могут быть допущены всеми.
Важно знать правильный общепринятый порядок, чтобы жалоба была рассмотрена. Как именно обжаловать решение налогового органа и в какие сроки необходимо уложиться, вы можете узнать в данной статье. Не допускайте, чтобы обстоятельства обернулись против вас и помните о возможности обжалования.
Налоговый спор – это юридический спор между государством и гражданином, который возникает из-за исчисления и уплаты налогов. Обращение в апелляционном порядке гарантировано всем налогоплательщикам, и они могут оспорить любой акт налоговой инспекции, который ущемляет их права.
Обжаловать можно любой акт, независимо от его нормативности. Ненормативный акт отличается от НПА адресным характером и решается как в досудебном, так и в судебном порядке. Если акт ИНС каким-то образом ущемляет права налогоплательщика, необходимо сначала подать заявление в надзорный налоговый орган, а затем уже в суд.
Если решение ИФНС уже вступило в силу, заявитель может подать жалобу в общем порядке в течение года со дня его вынесения. Денежные взыскания в этом случае не прекращаются, поэтому налогоплательщикам важно не затягивать с запуском процедуры оспаривания. Обычную жалобу можно отозвать.
Стоит помнить, что не всегда разногласия между налогоплательщиком и ИФНС возникают по вине последней. Часто инспекции сталкиваются с схемами уклонения от налогов, поэтому им приходится принимать радикальные решения по отношению к фирмам-однодневкам и лицам, уклоняющимся от платежей. На это часто реагируют жалобами налогоплательщики, которые рассчитывают на удачу в свою сторону.
Причины возникновения конфликтов между налоговыми органами и налогоплательщиками в основном связаны с недовольством последних.
Проверки, проводимые налоговыми инспекторами, часто становятся основой для возникновения таких споров. Решения, выносимые ИФНС, обычно имеют основание в результатах проведенных проверок. Несогласия налогоплательщиков могут быть вызваны множеством причин:
- Доначисления и штрафы. Часто речь идет о необоснованных штрафах и пенях, которые налагаются в расчете налогоплательщика.
- Блокировка счета или приостановление операций по нему. Эта мера, как правило, применяется при обнаружении действительных нарушений. Однако, бывают случаи, когда счет закрывается без должной причины.
- Отказ в возмещении излишне уплаченных сумм налога. Иногда по разным причинам налоги вносятся в большем размере, чем требуется. В таком случае сумма переплаты может быть возвращена сразу же или же в дальнейшем учтена в будущих платежах.
- Отказ в возмещении НДС. Налоговое законодательство не раскрывает всех подробностей отказа в возмещении НДС, так что это решение может быть вызвано ошибками, допущенными при заполнении декларации, или несогласованностью данных с контрагентом.
Системы АИС «Налог-3» и АСК НДС-2, которые были введены недавно, также могут стать причиной возникновения конфликтов. Они улучшают контроль над бизнесом и способствуют проведению большого количества выездных проверок. АИС «Налог-3» - высокотехнологичное средство ИФНС для эффективного администрирования налогов граждан, учета физических и юридических лиц и контроля кассовой техники. АСК НДС-2, в свою очередь, позволяет выявлять тех, кто не оплачивает НДС на любом этапе поставки товаров, работ или услуг.
Ошибки, допущенные налогоплательщиками при заполнении документов или при оплате налогов, также могут стать причиной возникновения конфликтов.
При этом, важно помнить, что обжалование решения налогового органа возможно, но для этого нужно строго соблюдать установленные законом сроки и порядок. Без участия суда решение спора также может быть достигнуто.
Дополнительно можно отметить, что в 2018 году наиболее распространенными причинами разногласий между налогоплательщиками и налоговыми инспекторами были «исчезнувшие» контрагенты, которые не уплачивали налоги.
Процедура оспаривания решений налоговых органов может быть очень затруднительной. Обращение в инспекцию с жалобой имеет цель оспорить решение налогового органа и/или добиться его отмены. Жалоба может быть подана после того, как решение налогового органа уже стало действительным, а апелляционный порядок предусмотрен для опротестования еще не вступивших в силу решений о привлечении к ответственности.
Заявителю необходимо указать свои Ф. И. О., адрес или название и адрес компании, обозначить, какой акт подлежит обжалованию, когда он был принят и его номер, уточнить, какой налоговый орган принял спорный акт, обосновать свою позицию, описать суть иска, а также указать способ, с помощью которого налоговая должна уведомить заявителя о решении по данной жалобе. К тому же в обращении можно указать контакты и прочие данные, если налогоплательщик считает это необходимым.
Содержание жалобы и апелляции описано в статье 139.2 НК РФ, они едины для обеих форм и не отличаются от требований к другим видам обращений. Подготовка документов должна включать доверенность, доказывающую полномочия представителя, если жалобу подает он. При этом гражданин может приложить любые документы, подтверждающие его доводы, а также расчет оспариваемых сумм обязательных платежей.
Обращение в арбитражный суд возможно только после досудебного урегулирования. Обжаловать в судебном порядке можно акты вышестоящего налогового органа, принятые по результатам рассмотрения жалоб, действия/бездействие должностных лиц ФНС и бездействие ФНС, если заключение по жалобе не сделано в установленный срок.
Арбитражный суд, изучив дело, может отменить целиком или частично несправедливое решение ИФНС, признать действие или бездействие незаконным или обязать налоговую сделать то, чего требует вторая сторона, то есть налогоплательщик. Суд считается абсолютно непредвзятым в подобных вопросах, поэтому гражданин может рассчитывать на более беспристрастное разбирательство. Однако необходимо учитывать затраты на данную процедуру, как финансовые, так и временные.
В случае возникновения сложностей и спорных моментов, связанных с налоговой службой, налогоплательщику рекомендуется владеть ситуацией и быть готовым к защите.
Когда возникают проблемы с налоговыми спорами, налогоплательщикам может понадобиться помощь в обжаловании решений налоговой. Генеральный директор компании Fomix Consulting Group, Дмитрий Сидоренко, рекомендует обращаться за помощью к профессионалам, особенно если самому человеку трудно определить, как и куда подать жалобу. Консалтинговые компании могут оказать всестороннюю поддержку в области налогообложения и помочь в решении вопросов различной сложности. При выборе компании важно убедиться в ее опыте и квалификации сотрудников.
Fomix Consulting Group, работающая на рынке юридических услуг с 2008 года, имеет достижения в области помощи клиентам в уладении 428 налоговых споров. Компания также предлагает услугу налогового консалтинга и может оказать поддержку в решении уже возникших споров с ФНС. Кроме того, Fomix Consulting Group занимается ликвидацией юрлиц, сопровождением процедуры банкротства, регистрацией и сменой юридических адресов, аудитом бухгалтерии и решает корпоративные споры. В компании можно получить бесплатную консультацию экспертов по применению норм НК РФ на практике и о последних принятых изменениях в законодательстве. Клиенты также могут воспользоваться услугами представления интересов в арбитражном суде.
Фото: freepik.com