Как открыть гостиницу и что для этого нужно?
Реставрация и строительство отелей по всей России к Чемпионату мира по футболу 2018 года введут новых игроков на рынок гостиничного бизнеса. Те, кто задумывается об открытии своего небольшого отеля, должны дважды обдумать все цифры, прежде чем начать. Хотя, с учетом очевидной выгоды, открытие гостиницы даже минимального формата может окупиться при разумном старте быстрее, чем ожидается.
Следуя нижеописанным этапам, можно успешно открыть любой тип гостиницы:
Этап 1: выбор организационно-правовой формы деятельности. Если вы планируете создание франчайзинговой гостиницы, то требуется создание общества с ограниченной ответственностью (ООО). В случае открытия мини-гостиницы с фондом до 50 номеров Индивидуальный предприниматель (ИП) - самый оптимальный статус. Если вы уже зарегистрированы как ИП, необходимо зарегистрировать валовую внутрихозяйственную деятельность (ОКВЭД) в Налоговой службе. Для гостиниц с рестораном код по общероссийскому классификатору 55.11, для гостиниц без ресторанов 55.12.
Этап 2: выбор системы налогообложения. При открытии гостиничного предприятия владелец может воспользоваться Упрощенной системой налогообложения (УСН), чтобы значительно сократить налоговую нагрузку, по крайней мере до тех пор, пока ежегодный доход не превысит 150 миллионов рублей. В противном случае применяется Общая система налогообложения (ОСН). У сложившихся ИП есть возможность сочетания УСН и Единый налог на вмененный доход (ЕНВД), что наиболее актуально для малых гостиниц.
Этап 3: выбор и обустройство помещения. Наиболее удобный вариант для небольших отелей - выкуп и перепланировка помещений. Для гостиниц лучше всего использовать отдельные этажи общежитий, так как переоборудование будет не таким масштабным и такие помещения имеют общую кухню, душ, прачечную. Если же вы хотите создать отель на базе отдельно стоящего здания, покупка особняка или коттеджа — лучший вариант. С экономической точки зрения строительство отеля с нуля является более выгодным решением, но аренда помещений приемлема при долгосрочном сотрудничестве.
При покупке жилых помещений для организации гостиницы понадобится их перевод в нежилой фонд (статья 288 Гражданского кодекса РФ). Кроме того, при строительстве, ремонте и оснащении помещений под гостиницу необходимо соблюдение строительных, санитарных, экологических норм и требований безопасности.
Этап 4: подбор персонала. Для открытия мини-отеля с фондом до 10 номеров будет достаточно небольшого кадрового состава, включая управляющего, администратора (портье), владеющего английским языком, горничную и технический персонал, который может заменить подрядные организации, оказывающие ремонтные и клининговые услуги. Для гостиниц более крупного размера, необходимы организация охраны, расширение состава администраторов и горничных, бухгалтерия, служба бронирования, команда менеджеров, маркетинговый отдел и другие структуры, подлежащие решению управляющего (владельца отеля).
Этап 5: организация маркетинговой кампании. На начальном этапе размещение рекламы в интернете и печатных СМИ, а также в местах с большим посещением, таких как вокзалы, аэропорты и т. п. , могут помочь привлечь клиентов в новую гостиницу. В туристических городах заключение договоров с турфирмами также может значительно увеличить заполненность гостиницы в туристический сезон.
Каждый из вышеуказанных шагов невозможен без предварительного анализа и прогнозирования его эффективности и должен быть прописан в бизнес-плане нового предприятия.
Открытие гостиницы – это многолетний и ответственный проект, основной этап которого – составление бизнес-плана. Первым шагом при составлении концепции гостиницы является формирование ее параметров, включающих в себя статус, месторасположение, номерной фонд, вместимость и площадь, этажность, штат работников, а также ряд других показателей, включая среднегодовой уровень загрузки, сезонность и цены на проживание и дополнительные услуги.
Для того чтобы не ошибиться с выбором формы предприятия, нужно провести маркетинговый анализ, включающий такие макропоказатели, как инвестиционная привлекательность рынка, характеристика существующего гостиничного фонда, характеристика спроса, цены на гостиничном рынке и тенденции его развития.
Один из главных аспектов при составлении концепции гостиницы – выбор сегмента, который будет пользоваться наибольшим спросом в данном регионе, а также конфигурации отеля, позволяющей устоять в конкурентной борьбе.
Чтобы более детально изучить выбранный сегмент гостиничного рынка, следует изучить количество гостиниц соответствующего статуса на рынке, их географию, набор и представленность услуг, цены на них.
Сбор аналитики по конкурентной среде довольно затруднительно, поэтому для получения нужной информации можно обратиться к организациям, занимающимся управлением и консультингом в сфере гостиничного бизнеса, где также могут рассчитать издержки и доходы по проектируемой гостинице.
При расчете экономической эффективности гостиничного бизнеса необходимо учитывать такие показатели, как вместимость номерного фонда, сезонность спроса, график работы гостиницы, спрос на дополнительные услуги и план загрузки гостиницы по месяцам, категориям посетителей и видам услуг.
Результаты расчетов ожидаемой прибыльности гостиничного бизнеса должны соответствовать предварительным ожиданиям, указанным в бизнес-плане. После этого можно перейти к практической реализации проекта. Но на этом этапе также нужна предварительная подготовка, включающая сбор всех необходимых документов, отвечающих требованиям законодательства.
Открытие гостиницы – процесс, требующий не только финансовых вложений, но и компетентной подготовки документов, необходимых для ведения бизнеса в этой сфере. Рассмотрим основные блоки документации.
Первым шагом будет оформление правоустанавливающих документов на помещение и земельный участок в соответствии с действующим законодательством. Далее нужно получить свидетельство о регистрации предприятия и постановку на учет в ФНС.
Если планируется строительство нового здания, необходимо получить разрешительную документацию на строительство. Для этого потребуется предоставить кадастровый и ситуационный планы земельного участка, справку об отсутствии арестов на участок, лист согласований с коммунальными службами, планировочную схему участка, проект здания, договор подряда со строительной организацией. Если же требуется разрешение на перепланировку, то нужно заявить о своем намерении органам местного самоуправления и предоставить техпаспорт помещения. После получения разрешения на перепланировку разрабатывается проект перепланировки, который в свою очередь согласуется с администрацией и приводится в действие по получении разрешения на начало работ. После проверки объекта относящимися к контрольным органами выдается акт ввода объекта в эксплуатацию, на основании которого оформляется новый техпаспорт в БТИ.
Добровольной процедурой является сертификация гостиницы и присвоение ей категории «звездности». Гостиничный бизнес в РФ не подлежит обязательному лицензированию, но требует соответствия определенным стандартам. Требования к гостиницам разных категорий прописаны в приказе Минспорттуризма РФ от 25.01.2011 № 25 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения…». Владелец гостиницы может самостоятельно решить, нужен ли ему сертификат соответствия или нет. При наличии такого желания, сертификат можно получить в одной из местных сертифицирующих организаций. С 2019 года планируется введение обязательной классификации гостиниц с номерным фондом более 50 номеров, с 2020 года – с номерным фондом более 15 номеров, с 2021 года – всех остальных гостиниц.
Важным блоком документов являются лицензии на торговлю алкогольной продукцией, организацию общественного питания, услуги химчистки, парикмахерские услуги и другие виды деятельности, требующие обязательной сертификации. Необходимо также иметь документы, подтверждающие соответствие требованиям санитарной, технической, пожарной, экологической безопасности, выданные контролирующими инстанциями по результатам проверок, а также документы о регистрации контрольно-кассового аппарата в налоговой инспекции.
Дополнительно, следует получить разрешение на рекламу и зарегистрировать вывеску в органах местного самоуправления. Важен также пакет договоров на оказание услуг сторонними организациями (аутсорсинг). Предметом договора могут быть коммунальные услуги, вывоз мусора, охрана помещения, инкассация, проведение работ по дезинсекции и дератизации, техническое обслуживание.
Не менее важным является наличие документов для внутреннего пользования, устанавливающих порядок оказания услуг, журнал по технике безопасности труда и пожарной безопасности, схему эвакуации при пожаре, книгу отзывов и предложений, журнал проверок контролирующими инстанциями, должностные инструкции персонала.
Если все формальности выполнены, остается только приступить к созданию интерьера гостиницы. Это творческий этап, который должен включать в себя вопросы по уходу за интерьером и его обновлению. Разумное планирование и организация гостиничного бизнеса гарантирует его успешность и популярность у постояльцев.
Фото: freepik.com