Современная система высшего образования в России: вчера, сегодня, завтра
Часто перед отдельными студентами и их родителями возникает вопрос: какая система высшего образования – западная или российская – предоставляет больше возможностей для получения качественного образования и перспективного будущего? Данная статья представляет сравнение прошлого и будущего российской системы высшего образования с западной системой.
Новый взгляд на высшее образование
В 2003 году Россия была одной из 47 стран, подписавших Болонскую декларацию, которая стала одним из важнейших событий в развитии системы современного высшего образования. Цель Болонского процесса - унификация систем высшего образования в европейских странах для создания общего пространства, облегчающего свободное передвижение между вузами, трудоустройство и участие в международных проектах.
От имени студентов и преподавателей России, это означало возможность участвовать в стажировках и международных обменах, и иметь свободный доступ к трудоустройству в любой стране-участнице Болонского процесса. Все это доступно без необходимости подтверждения диплома или получения дополнительного образования.
К 2010 году Россия уже успела реформировать свою систему образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации. Вузы были заменены на бакалавриат и магистратуру, также известные как "европейские уровни" высшего образования. Теперь все выпускники могут получить европейские приложения, единого образца, к дипломам бакалавра и магистра. Это позволило российским выпускникам быть конкурентоспособными на международном уровне.
Образование в России становится все более интернациональным и мобильным. Это обусловлено повышенной мобильностью студентов и преподавателей, проведением заграничных стажировок и возможностью обмена опытом.
Также становится все больше акцентов на практическую составляющую образования. Внедрение в учебные программы практических дисциплин и привлечение преподавателей-практиков помогает решить задачи быстро и качественно. Некоторые образовательные учреждения, такие как Институт международных экономических связей, ориентируются на удовлетворение запросов законодательства и работодателей, и поэтому быстро перестраиваются под новые требования.
Технологический прогресс также затрагивает сферу образования. Дистанционное образование становится все более популярным за счет повсеместного внедрения технологий дистанционного и электронного обучения, систем визуализации и мультимедийных технологий. Дистанционное образование призвано обеспечить получение знаний и навыков самостоятельно зарабатывающим людям, занятым профессиональной деятельностью, а также жителям удаленных городов. Обучение в рамках дистанционного образования не только доступно, но и дешевле, чем обучение в традиционном режиме. Опытные бизнесмены, менеджеры, руководители крупных предприятий и политики организуют мастер-классы и семинары для студентов, которые раньше были недоступны на ежедневной основе.
В 1992 году было введено понятие образовательного стандарта, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». На данный момент действует третье поколение федеральных стандартов, которые были утверждены с 2009 года. В 2012 году был принят закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому с 1 сентября 2013 года были утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты для высшего образования.
Принятый закон внес ряд изменений в области высшего образования. Согласно новому законодательству, аспирантура стала отдельным уровнем высшего образования. Кроме того, впервые в законодательстве российской Федерации были прописаны понятия сетевого, дистанционного и электронного обучения, которые могут быть использованы на всех уровнях образования.
Стандарты образования определяются в соответствии с федеральными стандартами, на основе которых специальные учебно-методические объединения разрабатывают примерные образовательные программы. Затем, на их основе, вузы создают свои собственные образовательные документы. Некоторым вузам, включая МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ, было дано право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты.
В соответствии с последним российским законодательством принято выделять три уровня высшего образования: бакалавриат, специалитет/магистратура и подготовка кадров высшей квалификации.
Первый уровень - бакалавриат - подразумевает получение фундаментальных знаний по выбранной специальности в течение четырех лет учебы. Этот уровень также дает возможность обучающемуся получить диплом об окончании высшего образовательного учреждения.
Второй уровень - специалитет/магистратура - предполагает более глубокое изучение выбранного направления обучения, а также может длиться 5-6 лет. После окончания данного уровня студент может получить диплом специалиста, а также магистра.
Третий и наивысший уровень образования - подготовка кадров высшей квалификации - не является таким распространенным. Он включает в себя получение дополнительных знаний в течение 3-4 лет после окончания магистратуры/специалитета. Выпускник может получить степень "кандидата наук" или "доктора наук".
Бакалавриат – это одна из важных академических степеней, получаемых студентами вузов. По завершению обучения по выбранной специальности и подтверждению основных знаний в этой области студентам присваивается степень бакалавра. Поступление в бакалавриат осуществляется на конкурсной основе через Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Однако это касается только абитуриентов со средним общим образованием. Выпускники колледжей и техникумов могут претендовать на поступление на программы бакалавриата через внутренние вступительные испытания на основании диплома.
Обладая степенью бакалавра, студент имеет возможность продолжить свое обучение и получить степени магистра или специалиста, для чего нужно сдать специальные экзамены. Бакалавриат даёт базовые знания и широкие возможности при трудоустройстве, позволяя начать карьеру в определенной области. Длительность обучения по программе бакалавриата составляет 4 года для выпускников обычных 11-летних школ, и в большинстве же случаев занимает три года для выпускников профессиональных образовательных учреждений.
Еще одним преимуществом бакалавриата являются широкие возможности для дальнейшего обучения и трудоустройства за границей. Это связано с тем, что степень бакалавра принята по международной классификации и понятна работодателям во всем мире.
Магистратура является второй частью двухуровневой системы высшего образования, направленной на подготовку профессионалов с более глубокой специализацией. Срок обучения составляет 2 года. Для поступления необходимо сдать специальный квалификационный экзамен, и пройти по конкурсу, при условии что его формат определяется каждым учебным заведением самостоятельно. К поступлению допускаются как бакалавры, так и специалисты, не обязательно закончившие ту же самую учебную организацию. Так, например, степень бакалавра можно получить в негосударственном ВУЗе, а затем поступать в государственный ВУЗ для получения степени магистра.
Однако, если бакалавр не прошел по конкурсу в магистратуру на бюджетной основе, то ему остается возможность получить степень магистра только на платной основе. В случае успешного окончания магистратуры выпускник будет иметь право на продолжение обучения в аспирантуре. Всем студентам, поступившим в магистратуру, также как и в бакалавриате, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу.
Специалитет – традиционный путь получения высшего образования в России, существующий до сих пор. Этот уровень образования предусматривает получение базовых знаний и специальной подготовки по выбранному направлению. Поступление осуществляется на основе результатов ЕГЭ. Для очной формы обучения срок обучения составляет 5 лет, для заочной – 6 лет. Законодательством квалификация специалиста приравнивается ко второму уровню высшего образования, так же, как и магистратура. Следовательно, получить образование в магистратуре за счет государства невозможно, если уже есть диплом специалиста, так как это будет признано как получение второго высшего образования. Однако, по окончанию специалитета, в отличие от бакалавра, возможно поступление в аспирантуру. В России диплом специалиста очень престижен, но при трудоустройстве за границей он может создать определенные трудности.
Аспирантура является отдельным уровнем высшего образования в России и нацелена на подготовку абитуриентов к обретению ученой степени кандидата наук. Соискание данной степени происходит только после прохождения кандидатского минимума, включающего экзамены, а также защиты диссертации. Возможность поступления в аспирантуру на бюджетной основе распространяется только на тех, кто уже окончил специалитет. Сведения о бюджетных аспирантах обеспечиваются государственными стипендиями. Обучение в аспирантуре продолжается в среднем три года для очной формы и четыре года для заочной формы. Также следует отметить, что в некоторых странах Европы термины «аспирант» и «аспирантура» синонимичны словам «докторант» и «докторантура». Кроме того, аспирантам дается отсрочка от призыва на военную службу.
Российская система высшего образования регулируется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. На федеральном уровне управление осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации, которое принимает ответственность за утверждение государственных образовательных стандартов, лицензирование, аккредитацию и ликвидацию образовательных учреждений, бесплатное высшее образование, а также другие аспекты, касающиеся образования. Региональные и муниципальные структуры не осуществляют прямо высшего образования.
В России существуют три типа образовательных учреждений высшего образования: университет, академия и институт. Университет предоставляет образовательные программы высшего образования (бакалавриат, магистратура, докторантура) по различным специальностям и проводит как фундаментальные, так и прикладные исследования в разных областях наук. Академия предлагает образовательные программы по той или иной научной теме и проводит научные исследования в данной области. Институты обладают специализированными программами по конкретной профессиональной деятельности (бакалавриат, специалитет, магистратура), но необязательно затрагивают широкий спектр научных исследований.
По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в рейтинге десяти лучших вузов России находятся: МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ, СПбГУ, НИУ «Высшая школа экономики», Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ, Томский политехнический университет, Новосибирский государственный университет, МГИМО, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел РФ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Уральский федеральный университет.
Согласно «Эксперту РА», лучшие экономические вузы России в 2013 году включают МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО, СПбГУ, НИУ «Высшая школа экономики», Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ.
Качество высшего образования в России остается под сомнением, несмотря на проводимые реформы. В 2014 году Министр образования Дмитрий Ливанов заявил, что качество высшего образования в России не улучшается, несмотря на значительное увеличение финансирования вузов на 20 раз с 2000 года. Что же именно мешает российским вузам развиваться? По словам министра, проблема заключается в устаревших системах управления и низкой доле квалифицированных иностранных преподавателей. Также низкий рейтинг российских вузов в мировом академическом сообществе объясняется слабой доступностью для иностранных ученых. В числе других проблем Ливанов назвал негативное влияние несовершенной инфраструктуры вузов, которой не уделялось достаточное внимание на протяжении десятилетий.
Оценка Министра образования вполне объяснима. В рейтинг лучших вузов мира QS World University Rankings 2014/2015 включены лишь 21 российский вуз. Три ведущих из них - МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ и МГТУ им. Н.Э. Баумана. Однако все три вуза занимают достаточно низкие позиции в мировом рейтинге - соответственно 114-е, 233-е и 322-е места.
Фото: freepik.com